Очистка машин, узлов и деталей. Виды загрязнений. Технологические процессы очистки. Применяемое оборудование

Различают эксплуатационные и технологические загрязнения. Первые образуются при эксплуатации машин, вторые — в процессе их ремонта. Эксплуатационные загрязнения образуются на наружных и внутренних поверхностях машин, узлов и деталей. К ним относятся; пылевые, грязе-масляные и асфальто-смолистые отложения, остатки смазочных материалов, старые лакокрасочные покрытия, нагар, накипь, продукты коррозии. Технологическими загрязнениями являются частицы стружки, абразивных материалов, остатки смазочно-охлаждающих жидкостей, окалина, пыль и др.

Загрязнения имеют различную природу происхождения и по составу могут быть: органические (например, масляные и жировые отложения, остатки консервационных смазок и лакокрасочных покрытий); неорганические (продукты коррозии, пылевые отложения, накипь) и смешанные, представляющие смеси и продукты взаимодействия органических и неорганических веществ и соединений (грязе-масляные отложения, накипь, технологические загрязнения и др.).

Наиболее распространенными являются эксплуатационные загрязнения, которые образуются при протекании различных процессов (рис. 3.2) из остатков топливно-смазочных материалов и производных от них продуктов. В процессе эксплуатации смазочные материалы значительно изменяются в результате процессов их окисления и полимеризации. Чаще всего это продукты неполного сгорания топлива, окисления, деструкции углеводородов, полимеризации, конденсации и коагуляции углеводородных соединений, коррозии и др. (рис. 3.2). Конечными продуктами указанных процессов являются сажа, нагар, асфальтено-смолистые вещества, лаки, карбены, карбиды и др.

Загрязнения по консистенции могут быть твердыми или жидкими. Асфальтено-смолистые вещества обладают переходной структурой от смолообразного до твердого фазового состояния. Карбены и карбиды представляют собой продукты глубокого преобразования топливно-смазочных материалов и являются твердыми веществами с высокой поверхностной активностью. Эти продукты прочно удерживаются на поверхности.

Лаки— продукты окисления тонких слоев топливно-смазочных материалов в зонах воздействия высоких температур на углеводороды масел и топлива.

Осадки образуются из продуктов сгорания и физико-химического трансформирования топлива и масла, механических примесей, продуктов износа деталей и воды. На 40—80 % они состоят из масел и смол, не растворяются в масле и обладают большой плотностью. Оседают и закрепляются на стенках картеров, масляных насосов, в маслопроводах.

Нагар — это продукт неполного сгорания топлива. По структуре он бывает плотный, рыхлый и пластичный. Нагару свойственна значительная механическая прочность и хорошая адгезия к поверхности детали.

Накипь формируется на деталях системы охлаждения двигателя, затрудняет теплообменные процессы и нарушает его нормальную работу. Она образуется из растворенных солей кальция и магния, которые при нагревании воды до 70—90° разлагаются и осаждаются на деталях системы охлаждения в виде карбонатов кальция и магния, сульфатов и силикатов.

Детали машин загрязняются в результате рабочих процессов в машине и взаимодействия с окружающей средой. При этом снижается мощность двигателей и эффективность фильтрующих элементов, увеличивается расход электроэнергии, топлива и масел, возрастает интенсивность изнашивания в узлах трения, что приводит к снижению надежности машин. Поэтому очистные работы при ремонте машин имеют первостепенное значение. Опыт и исследования показывают, что благодаря качественной очистке деталей в процессе их восстановления повышается ресурс отремонтированных машин и возрастает производительность труда.

Детали очищают после разборки машин, дополнительно перед выполнением некоторых технологических операций восстановления, например, нанесением гальванических покрытий и окончательно перед сборкой.

Очистка от загрязнений должна выполняться до такой степени, при которой оставшиеся загрязнения не препятствуют восстановлению детали, а также последующей эксплуатации машин.

Таким образом, очистка и мойка машин, узлов и деталей является необходимым подготовительным этапом проведения ремонтных работ и выполняются с целью обеспечения:

— высокого качества ремонта, культуры производства и санитарно-гиги-енических требований;

— возможности проведения дефектоскопии деталей, измерения их геометрических параметров и определения физико-механических свойств материалов;

— подготовки деталей для нанесения на них защитных покрытий;

— защиты деталей от коррозии в период нахождения в ремонте;

— чистоты поверхностей деталей, требуемой при выполнении сборочных операций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: