B.B. Canoe. эрзац идеи Бога (или, как удачно выразился С.Н

эрзац идеи Бога (или, как удачно выразился С.Н. Булгаков, «по­зитивная теория прогресса является своего рода эсхатологией, призванной воодушевить борцов и поддержать религиозную веру в конечное торжество добра»14). Христианская историосо­фия сводится, в сущности, к прямой линии, начало которой описано в первых главах книги Бытия, заканчивается же она Апо­калипсисом. Просветительская идеология, которая сначала вы­несла Бога, так сказать, за скобки (лапласовское высказывание: «Я не нуждался в этой гипотезе»), а затем и вовсе отказала ему в праве на существование, взамен могла предложить только одну идею — идею прогресса, на базе которой выросли впоследствии и дарвиновское учение об эволюции, и марксово учение о рево­люции как «повивальной бабке истории». В силу целого ряда причин Сорокин — даже будучи позитивистом, социалистом-революционером, секретарем премьера Керенского и т. д., — ни­когда не был и не мог быть безусловным и безоговорочным сто­ронником идеи прогресса. Заряд религиозности, полученный им в детстве, оказался, по-видимому, столь сильным, что уголек чис­той и детски наивной («эстетической») веры всегда теплился в его душе, как бы ни стремились его погасить и задуть позднейшие идеологические напластования. Это, конечно, всего лишь «пси­хологическое» предположение, хотя и основанное на собствен­ных признаниях П.А. Сорокина. Чтобы сделать наше утвержде­ние более убедительным, обратимся к одной из ранних статей Сорокина — «Обзор теорий и основных проблем прогресса». Хотя в конце этой статьи Сорокин и утверждает, что оценка «ти­пичных решений этих проблем не входит в задачу настоящей ста­тьи», однако страницей выше, после анализа позитивистских кон­цепций прогресса, он приходит к выводу, что «для этого течения было бы гораздо правильнее совсем выбросить термин "прогресс" из научного обихода и говорить только об эволюции»15. Эта ста­тья Сорокина интересна и еще в одном отношении. Именно в ней он впервые сформулировал идею, которая почти в неизменном виде много лет спустя стала составной частью его концепции «Со­циальной и культурной динамики».

«Проблема бытия и становления, —пишет здесь Сорокин, — в истории человеческой мысли нашла себе три основные реше­ния: а) существует бытие и нет становления, Ь) существует ста-

14 Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии. М., 1997, т. 1, с. 135 (цитата из статьи «Основные проблемы теории прогресса»),

15 Сорокин П. Обзор теорий и основных проблем прогресса // Новые идеи в социо­логии. Сб. 3. Что такое прогресс? СПб., 1914, с. 154, 152-153.

«Магический кристалл» социологии

новление и нет бытия (пребывания) и с) существует и то и дру­гое»16 • Шестнадцатая глава «Социальной и культурной динами­ки» (посвященная «флуктуациям» «этернализма» и «темпора-лизма») почти в точности воспроизводит содержание этой ранней сорокинской статьи. Другая идея молодого Сорокина, целиком реализованная им лишь в американский период твор­чества, — отрицание концепций «однофакторного» развития. Впервые эта идея была сформулирована им в 1922 г. в рецензии на книгу Н.И. Бухарина «Теория исторического материализ­ма»17, но всестороннее развитие и обоснование получила лишь в «Социальной и культурной динамике». Более того, это отрица­ние в систематически развитом виде привело к пересмотру соот­ношения самих понятий «общество» и «культура» и появлению нового — синтетического — понятия «социо-культура». В рам­ках социо-культуры даже простая постановка вопроса о первич­ных и вторичных факторах становится бессмысленной, как бес­смыслен вопрос о том, что является главной причиной взросления организма: достижение половой зрелости или появление бороды. Можно привести еще десяток таких идей-эмбрионов молодого Сорокина, которые получили полное свое развитие лишь на аме­риканской почве. Но все это, так сказать, «негативы»: отрицание прогресса и даже эволюции (их место займет качественно нейт­ральное «изменение» — change, — которое любого переводчи­ка способно довести до отчаяния), отказ от попытки найти некий «главный фактор» социального развития, в конечном итоге — отречение от всех усвоенных в молодые годы «измов». Что же в таком случае остается вообще от социологии? «Почто мятутся народы?» — можно ли найти хотя бы приблизительный, хотя бы гипотетический ответ на этот «основной вопрос социологии»? Сам Сорокин отмечает, что в качестве рабочих гш ютез им были опробованы десятки вариантов ответа, и все они ь конечном ито­ге были забракованы. Кроме одного: «концечция двух куль­тур» — идеациональной и чувственной (идеалистическая куль­тура, будучи гармоничным сочетанием этих двух полярных культур, фактически не является самостоятельной, несмотря даже на то, что Сорокин больше всего ценит именно ее). В предельно упрощенном виде концепция социокультурной динамики Со­рокина сводится к двухфазному циклу: 1-2. Он так глубоко зап-

16 Там же, с. 125.

Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., 1994, с- 395-403.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: