эрзац идеи Бога (или, как удачно выразился С.Н. Булгаков, «позитивная теория прогресса является своего рода эсхатологией, призванной воодушевить борцов и поддержать религиозную веру в конечное торжество добра»14). Христианская историософия сводится, в сущности, к прямой линии, начало которой описано в первых главах книги Бытия, заканчивается же она Апокалипсисом. Просветительская идеология, которая сначала вынесла Бога, так сказать, за скобки (лапласовское высказывание: «Я не нуждался в этой гипотезе»), а затем и вовсе отказала ему в праве на существование, взамен могла предложить только одну идею — идею прогресса, на базе которой выросли впоследствии и дарвиновское учение об эволюции, и марксово учение о революции как «повивальной бабке истории». В силу целого ряда причин Сорокин — даже будучи позитивистом, социалистом-революционером, секретарем премьера Керенского и т. д., — никогда не был и не мог быть безусловным и безоговорочным сторонником идеи прогресса. Заряд религиозности, полученный им в детстве, оказался, по-видимому, столь сильным, что уголек чистой и детски наивной («эстетической») веры всегда теплился в его душе, как бы ни стремились его погасить и задуть позднейшие идеологические напластования. Это, конечно, всего лишь «психологическое» предположение, хотя и основанное на собственных признаниях П.А. Сорокина. Чтобы сделать наше утверждение более убедительным, обратимся к одной из ранних статей Сорокина — «Обзор теорий и основных проблем прогресса». Хотя в конце этой статьи Сорокин и утверждает, что оценка «типичных решений этих проблем не входит в задачу настоящей статьи», однако страницей выше, после анализа позитивистских концепций прогресса, он приходит к выводу, что «для этого течения было бы гораздо правильнее совсем выбросить термин "прогресс" из научного обихода и говорить только об эволюции»15. Эта статья Сорокина интересна и еще в одном отношении. Именно в ней он впервые сформулировал идею, которая почти в неизменном виде много лет спустя стала составной частью его концепции «Социальной и культурной динамики».
|
|
«Проблема бытия и становления, —пишет здесь Сорокин, — в истории человеческой мысли нашла себе три основные решения: а) существует бытие и нет становления, Ь) существует ста-
14 Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии. М., 1997, т. 1, с. 135 (цитата из статьи «Основные проблемы теории прогресса»),
15 Сорокин П. Обзор теорий и основных проблем прогресса // Новые идеи в социологии. Сб. 3. Что такое прогресс? СПб., 1914, с. 154, 152-153.
«Магический кристалл» социологии
новление и нет бытия (пребывания) и с) существует и то и другое»16 • Шестнадцатая глава «Социальной и культурной динамики» (посвященная «флуктуациям» «этернализма» и «темпора-лизма») почти в точности воспроизводит содержание этой ранней сорокинской статьи. Другая идея молодого Сорокина, целиком реализованная им лишь в американский период творчества, — отрицание концепций «однофакторного» развития. Впервые эта идея была сформулирована им в 1922 г. в рецензии на книгу Н.И. Бухарина «Теория исторического материализма»17, но всестороннее развитие и обоснование получила лишь в «Социальной и культурной динамике». Более того, это отрицание в систематически развитом виде привело к пересмотру соотношения самих понятий «общество» и «культура» и появлению нового — синтетического — понятия «социо-культура». В рамках социо-культуры даже простая постановка вопроса о первичных и вторичных факторах становится бессмысленной, как бессмыслен вопрос о том, что является главной причиной взросления организма: достижение половой зрелости или появление бороды. Можно привести еще десяток таких идей-эмбрионов молодого Сорокина, которые получили полное свое развитие лишь на американской почве. Но все это, так сказать, «негативы»: отрицание прогресса и даже эволюции (их место займет качественно нейтральное «изменение» — change, — которое любого переводчика способно довести до отчаяния), отказ от попытки найти некий «главный фактор» социального развития, в конечном итоге — отречение от всех усвоенных в молодые годы «измов». Что же в таком случае остается вообще от социологии? «Почто мятутся народы?» — можно ли найти хотя бы приблизительный, хотя бы гипотетический ответ на этот «основной вопрос социологии»? Сам Сорокин отмечает, что в качестве рабочих гш ютез им были опробованы десятки вариантов ответа, и все они ь конечном итоге были забракованы. Кроме одного: «концечция двух культур» — идеациональной и чувственной (идеалистическая культура, будучи гармоничным сочетанием этих двух полярных культур, фактически не является самостоятельной, несмотря даже на то, что Сорокин больше всего ценит именно ее). В предельно упрощенном виде концепция социокультурной динамики Сорокина сводится к двухфазному циклу: 1-2. Он так глубоко зап-
|
|
16 Там же, с. 125.
Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., 1994, с- 395-403.