Прошло почти двадцать лет со времени первой публикации «Социальной и культурной динамики» в четырех томах. За эти годы появилось множество популярных изложений моего исследования, написанных в форме статей, диссертаций, отдельных глав в сборниках по социологии и даже книг. Среди них — моя собственная книга «Кризис нашего времени» (переведенная уже на восемь языков), «История, цивилизация и культура (Введение в историческую и социальную философию П.А. Сорокина)» Ф.С. Кауэлла, «Введение в теорию П. А. Сорокина» Уин-стона Фана (на китайском языке), «Sociologie de la connaissance» Жака Мане («Социология знания» в американском издании), «Социальная и историческая философия П, А. Сорокина» Йо-ханны Йермоэ (на норвежском языке). Но как бы ни были превосходны все эти популяризации, они все же ни в коей мере не могут считаться аутентичной сокращенной версией «Динамики». Ни одна из этих работ не воспроизводит дословно ни текста, ни порядка глав «Динамики», ни одна из них не описывает все теоретические положения, которые в ней развиты.
За прошедшие двадцать лет некоторые ученые и читатели не раз уговаривали меня подготовить сокращенный однотомный вариант этой работы, который путем сокращения второстепенных параграфов, страниц и глав оригинального текста дословно воспроизводил бы все важные части в том же порядке и в тех же выражениях, в которых они изнэчильно даны в четырех томах. На дружеский взгляд этих ученых и читателей такое сокращение сделало бы «Динамику» доступной широкому кругу исследователей и понимающих читателей — в противном случае они не нашли бы ни времени, чтобы изучить объемный четырехтомный труд, ни средств для его приобретения. Когда в феврале 1957 г. бостонское издательство «Extending Horizons Books» и мадридский «Institute de Estudios Politicos» предложили мне подготовить такую публикацию соответственно на английском и испанском языках, я принял это предложение, немедленно взялся за работу, в результате чего и появилось настоящее однотомное издание.
22 Предисловие
Сокращение первоначального объема «Динамики» до одного тома происходило путем изъятия: 1) всех параграфов и страниц, имеющих второстепенное значение; 2) практически всех многочисленных подстрочных примечаний; 3) всех ссылок и обширной библиографии; 4) всех приложений и источников, на которых основаны соответствующие выводы; и, наконец, 5) первых одиннадцати глав четвертого тома. Из опущенных глав вторая, третья, четвертая и пятая были сокращены не потому, что они малозначительны, а по той причине, что они не столь уж необходимы для понимания основной концептуальной схемы «Динамики», и потому, что любой заинтересованный исследователь может легко их найти в полном издании работы. Бот все относительно сокращений и того, что было сохранено в настоящем издании.
Теперь несколько слов о том, что добавлено и изменено по сравнению с оригинальным текстом. Помимо «Библиографии основных произведений», добавлено несколько небольших параграфов, чтобы проследить развитие главных тенденций и флуктуации до настоящего времени. Поскольку статистические данные и теоретический анализ «Динамики», выпущенной в 1937—1941 гг., не выходят за пределы 1925—1937 гг., добавлены параграфы, в которых кратко описаны наиболее существенные изменения (если, конечно, они имели место), происшедшие за этот период. Прослежено, какие тенденции продолжают развиваться и какие из предсказаний «Динамики» сбылись. Тем самым анализ социокультурной ситуации на Западе доведен до настоящего времени.
Что касается изменений, внесенных в оригинальный текст, то их практически не было, поскольку не было и надобности в этом. Так как подлинные исторические события развертывались согласно диагнозу и прогнозу, поставленным в оригинальной публикации «Динамики», а основные ее предсказания за последние двадцать лет сбылись, не было нужды вносить коррективы ни в одно из существенных ее предположений: вплоть до нынешнего момента исторический процесс протекал и протекает так, как это было описано.
Согласно нашим прогнозам, три главных процесса, происходящих в последние десятилетия, заключаются в следующем: а) имеющем эпохальное значение перемещении творческого центра человечества из Европы на более широкую арену Тихоокеанского и Атлантического побережий; Ь) продолжающемся распаде чувственной культуры, общества и человека; и с) появлении и постепенном увеличении первых ростков нового — идеалистического или идеационального — социокультурного порядка.
Предисловие
Все мы знаем, что приблизительно до XIV в. творческое лидерство человечества принадлежало народам и национальностям Азии и Африки. В то время, когда наши предки на Западе еще вели самый примитивный образ жизни и владели такой же примитивной культурой, великие цивилизации Африки и Азии — египетская, вавилонская, иранская, шумерская, хеттская, индийская, китайская, средиземноморская (крито-микенская, греко-римская, арабская) и другие — возникали, развивались и в течение тысячелетий неоднократно переживали периоды расцвета и упадка. Западные, евро-американские народы были последними, кому досталось творческое лидерство человечества. Они несут этот факел только последние пять или шесть столетий. В течение этого короткого периода они блестяще выполняли свою творческую миссию, особенно в сфере науки, технологии, чувственного искусства, политики и экономики. Однако в настоящее время их лидерство почти закончилось. История человечества разыгрывается теперь на гораздо более широкой сцене афро-азиатского и евро-американского космополитического театра. И главными героями следующих актов великой исторической драмы собираются стать — помимо Европы — обе Америки, Россия и возрождающиеся великие культуры Индии, Китая, Японии, Индонезии и исламского мира. Этот эпохальный сдвиг уже начался и набирает скорость изо дня в день. Он проявляется в распаде великих европейских империй, таких как Британская и Французская, в уменьшении политического и культурного влияния Европы в международных отношениях, в перемещении центра творческой активности из нескольких европейских стран на другие континенты: из англосаксонских стран — в Соединенные Штаты, Канаду и Австралию, из Испании и Португалии — в Латинскую Америку, в увеличении творческой активности азиатскдй России по сравнению с ее европейской частью и т. '^. Еще более сильное проявление этого сдвига — несомненное возрождение великих культур Азии и Африки — индийской, китайской, японской, индонезийской, арабской и других. В основе их возрождения лежит освобождение этих народов от колониального рабства. Быстро увеличивается их политическая и социальная независимость, растет влияние на политические события; стремительно развиваются наука и техника, широко распространяются религиозные, философские, этические, художественные и культурные ценности этих народов в западном мире. И еще многие другие явления знаменуют перемещение центра творческого лидерства человечества из монопольно владевшей этим центром