Предисловие к полному изданию

Несмотря на его внушительные размеры, в нем ставится лишь одна центральная проблема, а именно: изменение и флуктуация идеациональной, идеалистической и чувственной культур. Но это одна из тех фундаментальных проблем, что охватывают ты­сячи других. Для правильного ее решения необходимы исследо­вания и интерпретация бесчисленного множества дополнитель­ных вещей. В этом отношении я следовал примеру многих великих социальных мыслителей. В конце концов, Джамбатти-ста Вико в своей «Scienza nuova»3 имеет дело лишь с одной про­блемой; Опост Конт во всех своих сочинениях развивает только одну идею: позитивизм и связанный с ним закон трех стадий4; все произведения Герберта Спенсера есть не что иное, как развитие его формулы эволюции и прогресса5.

В психологическом смысле этот труд, как уже отмечалось, является попыткой понять характер современной культуры и современного общества. В какой-то степени это мир, увиден­ный сквозь призму индивидуального темперамента и личного жизненного опыта. Моя точка зрения — идеалистическая в том особом значении данного термина, какой принят в настоящей работе. Это единственная точка зрения, позволяющая понять без серьезного искажения оба крайних типа интегрированной культуры — идеациональный и чувственный.

В объективном смысле эти тома посвящены исследованию природы и изменения, то есть динамики интегрированной куль­туры: ее типов, процессов, тенденций, флуктуации, ритмов и темпов. Исследование основано главным образом на материале греко-римской и западной цивилизаций за более чем 25 веков их истории. Краткие экскурсы делаются и в египетскую, вавилонс­кую, древнеиндийскую, китайскую и арабскую культуры. Однако это не история данных культур, а социология их изменения. В чем разница между тем и другим, будет ясно из содержания самой работы, которая по подбору материалов, по своим принципам, методам и целям, не является тем, что называется историей куль­туры. Из родственных истории дисциплин она ближе всего к тому, что чаще всего именуют философией истории. Посколь­ку почти все великие социологические системы несут на себе от­печаток философии истории и поскольку большая часть фило-софско-исторических учений является в определенном плане социологией культуры, я ничуть не буду возражать против того, если кому-нибудь придет на ум причислить настоящую работу к этому разряду.

Предисловие к полному изданию 2 7

Материал, на котором основано исследование, выбран по вполне очевидным причинам: греко-римская и западная куль­туры обеспечивают нас более полными зафиксированными сви­детельствами, чем какая бы то ни было другая культура. При­митивные общества не дают необходимого материала: у них нет никакой «истории», нет «долговременных письменных источ­ников», мы мало знаем о них, и не только мало, но и плохо их понимаем. Кроме того, вместе с Аристотелем можно сказать, что дуб лучше изучать по выросшему дереву, чем по желудю. Если мы хотим изучить процесс жизнедеятельности интегриро­ванной культуры, то лучше делать это на примере вполне разви­той культуры, чем на примере культуры, которая находится в начале своего развития. Впрочем, там, где это требуется, мы обращаемся и к примитивным культурам, но все равно не они находятся в центре изучения социокультурных флуктуации.

Что касается метода исследования, то, как объясняется на нижеследующих страницах, он объединяет то, что я называю методом логико-смысловым, и метод причинно-функциональ­ный. Это дает простор для логической мысли — обобщающей и аналитической — и вместе с тем проверяет соответствующи­ми эмпирическими фактами правильность ее индуктивных вы­водов. Без логической мысли не может быть релевантного «фак­та». Без релевантных фактов мы никогда не узнаем, какая из нескольких — самих по себе одинаково логичных — теорий со­ответствует фактам в большей степени и более удачно упорядо­чивает их чувственно воспринимаемый хаос в рационально по­стижимую систему. Чистое «открытие факта» бессмысленно, оно не приводит к значительным результатам. Чистая логическая спекуляция в социальных науках бесплодна.

«Социальная и культурная динамика» состоит из четырех томов. В совокупности они дают законченное представление о предмете, причем в каждом из них исследуется флуктуация раз­личных аспектов культуры как целого. Первый раздел первого тома — введение, здесь кратко формулируется проблема интег­рированной культуры с тем, чтобы были понятны последующие разделы и используемые в них термины. Во второй части речь идет о флуктуациях в области искусства: живописи, скульпту­ры, архитектуры, музыки, литературы и критики. Первая часть второго тома посвящена флуктуациям в науке, философии и религии. Это — социология знания, такая же, как и современ­ная Wissensoziologie6. Во второй части рассматриваются флук-

2 8 Предисловие к полному изданию

туации в этической и юридической областях на самых высоких и самых низких уровнях. В первой части третьего тома речь идет о типах и флуктуациях социальных отношений, в том чис­ле о многих фундаментальных связях в социально-политичес­кой и экономической сферах. Вторая часть исследует флуктуацию войн, третья — флуктуацию внутренних волнений. В четвертой части анализируются взаимоотношения между культурной мен-тальностью и поведением; заканчивается она постскриптумом к первым трем томам7. Таким образом, первые три тома пред­ставляют собой единое целое. Четвертый том-, посвященный обобщающей теории социокультурного изменения, заверша­ется трактатом о regies de la methode sociologique8.

Обрисованный контур работы показывает, что она затрагива­ет не поверхностные и малозначащие вопросы, а фундаменталь­ные категории культурных явлений. Я верю, что она выполнена с необходимой глубиной и с должным вниманием к фактам. В ней, безусловно, много недостатков, но я надеюсь, что они объясняют­ся не столько некомпетентностью автора, сколько трудностями самой проблемы и отсутствием всех необходимых материалов для ее решения. Вообще, чем значительнее проблемы и чем шире сфе­ра исследования, тем больше вероятность ошибки. Если проблемы и область исследования необъятны, ни один ученый, который от­важивается вступить с ними в единоборство, не может надеяться на то, что он достигнет вполне удовлетворительных результатов во всех отношениях. Дело вовсе не в том, что имеются недостатки, а в том, насколько они велики по сравнению с недостатками в других исследованиях на ту же тему и в какой степени они влияют на пра­вильность главных позиций. Надеюсь, что оценки моей работы в этом отношении не будут совсем уж неудовлетворительными. Сле­дует напомнить, что она пытается описать континент, а не округ, а то, что на карте континента выглядело бы прямой линией, на карте округа превращается в кривую или изломанную линию. Тем не ме­нее обе карты, каждая по-своему, правильны. Я старался избегать психологически впечатляющего метода, когда приводится масса иллюстративных описательных примеров, и отбросил желание блис­тать интуитивными афоризмами, за которыми скрывается якобы глубокая мысль. Вместо этого на всем протяжении работы я предпо­читал использовать более адекватные и сложные методы. Я система­тически использовал скорее количественно-числовой, чем вербаль-но-качественный метод и откровенно выкладывал перед читателем все данные, на которых основаны мои выводы. Во всяком случае,

Предисловие к полному изданию

недостатки, спорные положения и сомнения не затушевываются. Наоборот, я обращаю на них внимание и нигде не пытаюсь ввести читателя в заблуждение или произвести на него впечатление эрза­цами глубокомыслия и учености.

Что касается выводов, то они сильно отличаются от обще­принятых современных воззрений и не согласуются полностью ни с одним из существующих оттенков мнения или мысли. По­этому они вряд ли будут приняты какой-либо фракцией, а ско­рее всего подвергнутся нападкам со стороны всех. Это, однако, не очень меня беспокоит. Дело в том, что многие из выводов оказались неожиданными даже для меня самого. Тем не менее с учетом логики ситуации и фактов никакие другие выводы вооб­ще невозможны. В связи с этим следует подчеркнуть, что глав­ный массив материалов был собран не мною, а разными учены­ми, каждый из которых работал независимо, не зная ни для какой цели нужны данные, ни о моих теоретических построени­ях. Несмотря на это, материалы, относящиеся к различным сферам культуры, согласуются друг с другом, что является важ­ным свидетельством достоверности выводов.

Особенно неожиданным может показаться портрет нашей современной культуры, нарисованный на нижеследующих стра­ницах. Но я убежден, что он правильно изображает оригинал — типичную чувственную культуру, вступившую в стадию пере­зрелости. Будучи порождением этой культуры, я люблю ее, не­смотря на ее недостатки, но, видя симптомы ее перезрелости, смиряюсь и с возможностью ее упадка. Будучи беспристраст­ным наблюдателем, я способен глубоко восхищаться каждым из трех типов культуры — идеациональной, идеалистической и чувственной, — но лишь в период их расцвета и по.шого разви­тия сил. В периоды упадка они заслуживают сочувствия, а не восхищения.

Но возможное угасание нашей сегодняшней чувственной фазы не обязательно означает конец западной культуры, как не был таким концом упадок средневекового идеационализма. То был переход от увядшей идеациональной к блестящей чувствен­ной фазе, и именно таким может снова оказаться поворот от нашего престарелого сенсатизма к новому и полнокровному идеационализму.

Этим и объясняется, почему возможность упадка нынешней культурной фазы не наполняет меня пессимизмом. Каким бы глубоким ни был современный кризис — а он значительно глуб-

же, чем думают большинство людей, — после трудного переход­ного периода смутно видится не пучина смерти, а горная верши­на жизни, с которой открываются новые горизонты созидания и обновленный вид вечных небес9.

Питирим А. Сорокин Кэмбридж-Винчестер, [1937]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow