Часть первая

Введение

1

ФОРМЫ И ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ. МЕТОДЫ ИХ ИЗУЧЕНИЯ

I. КУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ЕДИНСТВО КУЛЬТУРЫ: НЕВЫЯСНЕННАЯ ПРОБЛЕМА

Является ли всякая культура единым целым, ни одна суще­ственная часть которого не есть нечто случайное, но органич­но соединена с остальными? Или это просто скопление в одном месте культурных объектов, ценностей, свойств, очутившихся рядом в силу обстоятельств и объединенных лишь своим со­седством в пространстве, только тем фактом, что их собрали или просто побросали вместе, — и больше ничем? Если спра­ведливо первое, то что тогда представляет собой принцип ин­теграции — та ось, вокруг которой концентрируются все основ­ные свойства и которая позволяет понять, почему эти свойства являются именно такими и почему они существуют и функци­онируют именно так, а не иначе? Если же второе — то как слу­чилось, что в данном месте оказался один набор культурных объектов и ценностей, а в другом месте — набор, отличный от этого?

Пока что не имеет значения, что мы понимаем под челове­ческой культурой. В самом широком смысле слова культуру мож­но трактовать как некую совокупность, которая создана или модифицирована в результате сознательной или бессознатель­ной деятельности двух или более индивидов, взаимодействую­щих друг с другом или влияющих друг на друга своим поведением. Согласно этому определению, культурными феноменами явля­ются не только наука, философия, религия, искусство, техника и все материальные достояния развитой цивилизации, но и след от ноги, отставленный на песке дикарем и обнаруженный Ро­бинзоном Крузо', куча мусора и сломанные деревья, оставшие­ся в девственном лесу после научной экспедиции, кости, очист­ки и зола, найденные археологами при раскопках на месте

2 П. Л. Сорокин

L

Часть I. Введение

стоянки первобытного племени, — все эти и миллионы других творений человека и следов его вмешательства являются частью культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: