Введение
1
ФОРМЫ И ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ. МЕТОДЫ ИХ ИЗУЧЕНИЯ
I. КУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ЕДИНСТВО КУЛЬТУРЫ: НЕВЫЯСНЕННАЯ ПРОБЛЕМА
Является ли всякая культура единым целым, ни одна существенная часть которого не есть нечто случайное, но органично соединена с остальными? Или это просто скопление в одном месте культурных объектов, ценностей, свойств, очутившихся рядом в силу обстоятельств и объединенных лишь своим соседством в пространстве, только тем фактом, что их собрали или просто побросали вместе, — и больше ничем? Если справедливо первое, то что тогда представляет собой принцип интеграции — та ось, вокруг которой концентрируются все основные свойства и которая позволяет понять, почему эти свойства являются именно такими и почему они существуют и функционируют именно так, а не иначе? Если же второе — то как случилось, что в данном месте оказался один набор культурных объектов и ценностей, а в другом месте — набор, отличный от этого?
Пока что не имеет значения, что мы понимаем под человеческой культурой. В самом широком смысле слова культуру можно трактовать как некую совокупность, которая создана или модифицирована в результате сознательной или бессознательной деятельности двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или влияющих друг на друга своим поведением. Согласно этому определению, культурными феноменами являются не только наука, философия, религия, искусство, техника и все материальные достояния развитой цивилизации, но и след от ноги, отставленный на песке дикарем и обнаруженный Робинзоном Крузо', куча мусора и сломанные деревья, оставшиеся в девственном лесу после научной экспедиции, кости, очистки и зола, найденные археологами при раскопках на месте
|
|
2 П. Л. Сорокин
L
Часть I. Введение
стоянки первобытного племени, — все эти и миллионы других творений человека и следов его вмешательства являются частью культуры.