тического» индуизма и буддизма, несут на себе отпечатки более чистого аскетически-идеационального характера системы в целом. В этом смысле даосизм — это не только идеациональная система мышления и правил поведения, но также и до некоторой степени формула фактически существующей культуры и поведения миллионов людей, которые его исповедуют.
D. Суфизм. Еще один пример аскетически-идеациональной ментальности — секта суфистов в исламе10.
E. Первоначальное и аскетическое христианство и другие мис-тико-аскетические группы. К аскетически-идеациональному типу относятся многие учения, существовавшие в рамках греко-римской культуры: некоторые орфики, киники, стоики, гностики и мистики; первоначальное и монашеское христианство («Царство Мое не от мира сего» и) и огромное число аскетически-мистических систем, которые существовали на протяжении всей истории, среди различных народов (в том числе и среди многих первобытных племен), в разных странах и под самыми разными названиями.
Итак, эта ментальность является не каким-то курьезно-патологическим или чрезвычайно редким феноменом, а формой, выработанной, подтвержденной и включенной в вероучения и обряды большинства мировых религий прошлого и настоящего и бесконечного множества более мелких групп и сект, по сравнению с которыми все рационалистические, позитивистские, сциентистские, интеллектуальные чувственные учения, существовавшие в истории, по своему влиянию и распространению выглядят подобно тусклой электрической лампочке рядом с солнцем. Другими словами, вопреки мнению многих современных ученых и интеллектуалов, склонных недооценивать роль этого умонастроения, оно было одним из наиболее распространенных, наиболее устойчивых и наиболее влиятельных типов культурной ментальности, которые сыграли решающую роль в системах мировой культуры и сформировали сознание сотен миллионов людей. Ни один ученый, объективно изучающий психосоциальную действительность, не может игнорировать эту форму ментальности и культуры или пройти мимо нее.