double arrow

I. Системы с преобладанием аскетически-идеациональной ментальности

А. Индуизм (брахманизм) и буддизм. Живя в эпоху преиму­щественно чувственной или смешанной культурной ментально-сти, мы склонны думать, что аскетически-ид еацион ал ьная мен-тальность — это что-то редкое, почти из ряда вон выходящее; тем не менее, даже краткий обзор идеальных представлений, ко­торые управляли и до сих пор управляют миллионами людей, которые пронизывают величайшие мировые культуры, показы­вает, что аскетически-идеациональная ментальность образует в мире культуры не остров, а несколько крупнейших континен­тов. Умонастроение индуизма, буддизма, джайнизма, даосизма, суфизма, раннего христианства, многих аскетических и мисти­ческих сект, групп и движений (таких, например, как киники, стоики, гностики, орфики5) было преимущественно идеацио-нального типа: ид еационально-аскетическим на самом высоком уровне, активно-идеациональным — на среднем, идеалистичес­ким и смешанным — на самом низком.

Даже беглое знакомство с этими системами ментальности по­казывает, что их ббльшие посылки и вторичные, вытекающие из них характеристики — точно такие, как те, что в предыду­щей главе были отнесены к аскетически-идеациопальному типу.

Во всех этих системах последняя реальность понимается как нечто нематериальное, находящееся по ту сторону чувственно­го восприятия. Это Бытие, вечное и неизменное, не обладающее ни одним из свойств чувственно воспринимаемого материаль­ного мира.

Поэтому мир внешний, чувственно воспринимаемый, рассма­тривается как нечто нереальное, непостоянное, преходящее, ил­люзорное — как майя6.

На самом высоком уровне сознания эти системы включают в себя следующие четыре элемента:

1) Последняя реальность — духовная; к ней нужно стре­миться путем преодоления иллюзорной индивидуации и раство­рения в ней.

2) Потребности — чисто духовные.

3) Степень их удовлетворения — максимальная.

4) Способ удовлетворения состоит в полном подавлении всех чувственных потребностей, вплоть до уничтожения самого

3 Конкретные примеры основных типов ментальностей

их источника — то есть в радикальном преобразовании самого себя как существа социального, психологического и биологи­ческого (самоугасание).

философия индуизма и буддизма — это философия Бытия, а не Становления; она развивает большую способность к само­контролю; с точки зрения активности ее идеал — всецело инт-ровертный, вплоть до оправдания отказа от ощущений, от кон­такта с внешним миром, пренебрежения к показаниям «шести входов»7 и усвоения сверхчеловеческой позиции безразличия по отношению ко всему внешнему материальному миру. Из ценно­стей эта философия признает только вечные, непреходящие, не­рушимые, отвергая все преходящее и временное как псевдоцен­ности. Точно так же истина — это не то, что обретено с помощью органов чувств, а то, что открыто мистическим путем, благода­ря интуиции, медитации, откровению. Истина не относительна, она — абсолютна. Абсолютными и вечными являются также моральные и прочие ценности. Они не имеют ничего общего ни с относительными и условными ценностями утилитаризма, ге­донизма, позитивизма, эвдемонизма, ни с какими другими эм­пирическими и преходящими ценностями.

B. Джайнизм. Сказанное по поводу индуизма и буддизма вполне приложимо и к джайнизму. Основанный Паршванатхой (примерно в VI в. до н. э.) и реформированный Вардхаманой Махавирой (ум. ок. 528 г. до н. э.)8 приблизительно в то же вре­мя, когда появился буддизм, джайнизм, как и буддизм, был ре­акцией на брахманизм.

Джайнизм в большей степени, чем индуизм и буддизм, наста­ивает на умерщвлении плоти и тем самым делает больший ак­цент на физической стороне средств, ведущих к освобождению.

Теоретические и практические основоположения философс­ких систем брахманизма, буддизма и джайнизма распространены по всей Индии, причем не только Древней Индии, но и Индии сред­невековой и современной; Индии брахманистской, буцдийской, джайнистской, мусульманской, португальской и английской9.

C. Даосизм. Другой великой системой культурной ментально­сти и поведения аскетически-идеационального типа является да­осизм в его чистом виде (предполагают, что он был основан Лао-Цзы, р. ок. 604 г. до н. э.)- Как и многие другие религиозные или этические системы, даосизм предстает и в высочайших формах, культивируемых лишь немногими, и в более «практичных» фор­мах, доступных массам. В последних формах абсолютно чистые элементы смешаны с другими, более земными и чувственными элементами, и поэтому типы ментальности, образующиеся на этих уровнях, оказываются либо активно-идеациональными, Либо смешанными. Но даже такие формы, как в случае «прак-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: