Помимо поведения индивидов и малых групп, активно-идеа-циональная ментальность обнаруживается и в больших системах, которые возникают из аскетически-идеациональной точки зрения. Можно сказать, что это трагическая и неизбежная
3 Конкретные примеры основных типов ментальностей 89
участь аскетически-идеациональной системы культуры — превращаться в активно-идеациональную. Стоит только аскетам-инициаторам привлечь к себе внимание других людей, как они начинают обретать последователей. Растет число последователей — возникает организация; и вот уже чисто аскетическая позиция — позиция полного безразличия к эмпирическому миру и невмешательства в его дела — становится невозможной. Организация требует управления, руководства, административного аппарата для удовлетворения массы потребностей и решения проблем вполне земного характера. Таким образом, любое аскетическое течение по мере роста его влияния превращается в организацию, и как только оно становится организацией, оно неизбежно все больше превращается в активно-идеациональное; и чем более активным становится — тем быстрее растет. Такова неизбежная цепочка преобразований. Это можно наблюдать на массе примеров. Как только брахманизм, буддизм, джайнизм, христианство, или — если взять группы поменьше — Франциск Ассизский, или другие отшельники и аскеты начали привлекать к себе последователей, появилась организация, и сразу же они оказались вовлеченными в эмпирический мир, с его нуждами, заботами, отношениями, страданиями и удовольствиями, горем и радостью, бедностью и собственностью, симпатиями и антипатиями, и чисто аскетический идеационализм стал невозможен для большинства членов организации, да и для самой организации. Единственная форма, возможная на этой стадии, — когда нравственное влияние течения еще очень велико, а факторы, свойственные стадии распада, отсутствуют — актив-но-идеациональная. А это значит — конституции, уставы, законы и постановления, зачастую земные кары и награды, повышения и понижения в должности, похвала и поридание; появление начальников и подчиненных; короче говори — организованная сеть практических предписаний нравственного образа жизни как для членов организации, так и для посторонних. «Спасение собственной души превращается в спасение душ других людей». Трансцендентные явления и внеземные заботы возвращаются в эмпирический мир и все больше опутываются им. Посмотрите под этим углом зрения на историю распространения °рахманизма, буддизма, христианства или даосизма, религиозного ордена или центра, либо поселения, выросшего вокруг какого-нибудь отшельника или аскета, и многих более мелких мис-ических учений. Всюду вы обнаружите это превращение скетического идеационализма в активный. Когда мы читаем о Деятельности апостола Павла, этого великого организатора хри-
|
|