Часть 1. Введение. стианства, мы сразу же замечаем (по его Посланиям), насколь­ко он был занят чисто земными проблемами и насколько эмпи­рический мир все больше и больше

стианства, мы сразу же замечаем (по его Посланиям), насколь­ко он был занят чисто земными проблемами и насколько эмпи­рический мир все больше и больше захватывал его в свои сети. Он должен был давать братиям множество самых разных на­ставлений, удерживать их от некоторых вещей, предупреждать насчет других, какие-то поступки запрещать, какие-то поощ­рять; и большая часть дел, в которые его вовлекала его паства, — от бунтов и политики до собственности и богатства — относи­лась к этому миру.

И чем больше укреплялось христианство, тем больше про­грессировало это преобразование. Правда, аскетический аспект христианства оставался очень сильным в течение первых веков его истории; но активный аспект тоже рос быстро, особенно после легализации христианства в 313 и 321 гг.12 Христианство все больше вмешивалось в мирские дела, все больше вовлека­лось в дело спасения всего человеческого рода.

Сказанное по поводу христианства справедливо и относитель­но любой другой системы, которая изначально была аскетичес­кой. Я уже указывал на подобное явление применительно к даосиз­му. История буддизма и суфизма дает нам такого же рода примеры. Это значит, что активно-идеациональное умонастроение всегда по­лучало широкое распространение в таких системах, когда они всту­пали в стадию организации или институционализации, на которой обретали массу последователей. Такова их судьба (до тех пор пока не наступит стадия деморализации, утраты энергии и духовности и попадания з ловушку чувственной ментальности).

Активно-идеациональная культурная ментальность может возникнуть и сразу, минуя аскетическую стадию. Многие груп­пы именно так и появились. В качестве примера можно привес­ти философскую школу «минцзя»13 в Китае — может быть, са­мую влиятельную систему IV-III вв. до н. э. Это была жестко организованная секта, пытавшаяся активно преобразовывать эмпирический мир, борясь против роскоши, вырождения, эго­изма, гнева, жадности, добиваясь всеми доступными средства­ми, в том числе насильственными и деспотическими, осуществ­ления своих предписаний. Развиваясь в этом направлении, учение логически дошло до кульминации: насильственного установле­ния и сохранения всемирной солидарности и любви.

III. АКТИВНО-ЧУВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ

Этот тип ментальности хорошо нам знаком. Как мы еще уви­дим, он пронизывает нашу современную культуру. Мы обнару-

,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: