стианства, мы сразу же замечаем (по его Посланиям), насколько он был занят чисто земными проблемами и насколько эмпирический мир все больше и больше захватывал его в свои сети. Он должен был давать братиям множество самых разных наставлений, удерживать их от некоторых вещей, предупреждать насчет других, какие-то поступки запрещать, какие-то поощрять; и большая часть дел, в которые его вовлекала его паства, — от бунтов и политики до собственности и богатства — относилась к этому миру.
И чем больше укреплялось христианство, тем больше прогрессировало это преобразование. Правда, аскетический аспект христианства оставался очень сильным в течение первых веков его истории; но активный аспект тоже рос быстро, особенно после легализации христианства в 313 и 321 гг.12 Христианство все больше вмешивалось в мирские дела, все больше вовлекалось в дело спасения всего человеческого рода.
Сказанное по поводу христианства справедливо и относительно любой другой системы, которая изначально была аскетической. Я уже указывал на подобное явление применительно к даосизму. История буддизма и суфизма дает нам такого же рода примеры. Это значит, что активно-идеациональное умонастроение всегда получало широкое распространение в таких системах, когда они вступали в стадию организации или институционализации, на которой обретали массу последователей. Такова их судьба (до тех пор пока не наступит стадия деморализации, утраты энергии и духовности и попадания з ловушку чувственной ментальности).
|
|
Активно-идеациональная культурная ментальность может возникнуть и сразу, минуя аскетическую стадию. Многие группы именно так и появились. В качестве примера можно привести философскую школу «минцзя»13 в Китае — может быть, самую влиятельную систему IV-III вв. до н. э. Это была жестко организованная секта, пытавшаяся активно преобразовывать эмпирический мир, борясь против роскоши, вырождения, эгоизма, гнева, жадности, добиваясь всеми доступными средствами, в том числе насильственными и деспотическими, осуществления своих предписаний. Развиваясь в этом направлении, учение логически дошло до кульминации: насильственного установления и сохранения всемирной солидарности и любви.
III. АКТИВНО-ЧУВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ
Этот тип ментальности хорошо нам знаком. Как мы еще увидим, он пронизывает нашу современную культуру. Мы обнару-
,