4. Социокультурные флуктуации
Вопросы, на которые нам предстоит дать ответ, суть следующие: 1) Являются ли греко-римская и западная культуры логически интегрированными? 2) Если да, то какие большие посылки лежат в основе их интеграции? 3) Дают ли понятия идеациональ-ного, чувственного и смешанного типов культуры ключ к решению проблемы их интеграции? 4) Если они дают такой ключ, то обеспечивают ли возможность исследователю постигнуть основные формы науки и философии, искусства и этики, права и политики, экономики и социальной организации, психологии и идеологии носителей этих культур? 5) Сопровождалась ли логико-смысловая интеграция этих культур причинно-функциональной? 6) Оставались ли эти культуры и их основные составные части в отношении своего преобладающего культурного типа неизменными в течение времени или претерпевали в этом смысле существенные изменения? Если они испытывали такие перемены, то в какие периоды они были преимущественно идеациональными, чувственными, идеалистическими, смешанными? 7) Если эти перемены имели место, то какими были основные волны и чередования в этих культурах? Как долго продолжался каждый тип? Наблюдается ли какая-нибудь периодичность в чередовании этих типов? 8) Каковы были взаимосвязи этих процессов в различных составных частях культур? Изменялись ли они все синхронно? Или какие-то составные части изменялись раньше других? И было ли направление этих культурных изменений всегда параллельным, противоположным или же независимым? 9) Что являлось «причинами» или факторами изменения? Можно было бы поставить еще очень много вопросов, однако проблемы, которые затрагиваются и решаются в настоящей работе, остались бы неисчерпанными.
|
|
Это исследование представляет собой своего рода большую фугу, оркестровка которой переплетается с бессчетным количеством меньших фуг, исполняемых другими частями оркестра. Если большая фуга сыграна плохо, то для композитора остается утешение, что каждая небольшая фуга может стоять на своих ногах и имеет собственную ценность, независимо от ценности большой работы, которая предназначена для того, чтобы поглотить все более мелкие части и быть кульминационным моментом их всех.
Если не по логическим, то, по крайней мере, по педагогическим соображениям наше исследование начинается с трактовки
5 П. Д. Сорокич