Часть 1. Введение. 4. Социокультурные флуктуации

4. Социокультурные флуктуации

Вопросы, на которые нам предстоит дать ответ, суть следующие: 1) Являются ли греко-римская и западная культуры логически интегрированными? 2) Если да, то какие большие посылки ле­жат в основе их интеграции? 3) Дают ли понятия идеациональ-ного, чувственного и смешанного типов культуры ключ к реше­нию проблемы их интеграции? 4) Если они дают такой ключ, то обеспечивают ли возможность исследователю постигнуть основные формы науки и философии, искусства и этики, пра­ва и политики, экономики и социальной организации, психо­логии и идеологии носителей этих культур? 5) Сопровождалась ли логико-смысловая интеграция этих культур причинно-фун­кциональной? 6) Оставались ли эти культуры и их основные со­ставные части в отношении своего преобладающего культур­ного типа неизменными в течение времени или претерпевали в этом смысле существенные изменения? Если они испытыва­ли такие перемены, то в какие периоды они были преимуще­ственно идеациональными, чувственными, идеалистическими, смешанными? 7) Если эти перемены имели место, то какими были основные волны и чередования в этих культурах? Как долго продолжался каждый тип? Наблюдается ли какая-ни­будь периодичность в чередовании этих типов? 8) Каковы были взаимосвязи этих процессов в различных составных ча­стях культур? Изменялись ли они все синхронно? Или какие-то составные части изменялись раньше других? И было ли на­правление этих культурных изменений всегда параллельным, противоположным или же независимым? 9) Что являлось «причинами» или факторами изменения? Можно было бы по­ставить еще очень много вопросов, однако проблемы, кото­рые затрагиваются и решаются в настоящей работе, остались бы неисчерпанными.

Это исследование представляет собой своего рода большую фугу, оркестровка которой переплетается с бессчетным количе­ством меньших фуг, исполняемых другими частями оркестра. Если большая фуга сыграна плохо, то для композитора остается утешение, что каждая небольшая фуга может стоять на своих ногах и имеет собственную ценность, независимо от ценности большой работы, которая предназначена для того, чтобы погло­тить все более мелкие части и быть кульминационным моментом их всех.

Если не по логическим, то, по крайней мере, по педагогичес­ким соображениям наше исследование начинается с трактовки

5 П. Д. Сорокич


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: