Социокультурные флуктуации. «кривая» количественных значений каждого цикла (увеличение, уменьшение, постоянство — в любом сочетании) остается од­ной и той же не только в чередовании этих

«кривая» количественных значений каждого цикла (увеличение, уменьшение, постоянство — в любом сочетании) остается од­ной и той же не только в чередовании этих значений, но и для амплитуды каждого из них.

Процесс может быть циклическим по своей качественной на­правленности. Абсолютно циклический процесс означал бы пе­реход единицы процесса в единообразной последовательности через одни и те же качественные фазы при каждом повторении.

Наконец, циклическое повторение может касаться направ­ления во времени, но, однако же, только тогда, когда временное направление процесса сочетается с другими. Такого рода повто­рения означают периодический временной ритм, какой бы ни была эта периодичность в отношении стадий цикла или самого цикла в целом (ритмы: 1-2; 1-2-3; 1-2-3-4 и т. д.).

Если процесс полностью цикличен во всех направлениях, он становится абсолютно циклическим.

Третий фундаментальный образец повторяющихся процес­сов может быть назван вариантно или творчески повторяю­щимся. К нему относятся повторения, которые не являются аб­солютно идентичными и последовательные стадии которого не всегда линейные или циклические, неизмененные или регуляр­ные, но — разные. В одном звене движение может быть одноли­нейным, в другом — осциллирующим, в третьем — цикличес­ким, в каких-то еще — криволинейным и т. д.

Таким образом, вариантно повторяющийся образец оказыва­ется самым широким и самым богатым из этих концепций. Он не приписывает ни историческому процессу в целом, ни всем социо­культурным процессам никакой постоянной тенденции, никако­го направления, которому они должны неукоснительно следовать. Он не предполагает, будто социальные и исторические процессы всегда должны развиваться или по прямой линии, и ти по спирали, или же циклически, или каким-то другим единственным образом и в одном-единственном направлении. Некоторые социальные процессы в целом, а другие частично, действительно, развивают­ся по прямой линии, но в ограниченных пределах, вне которых они то описывают петли, то совершают нерегулярные осцилля­ции, а где-то принимают волнообразные и другие различные фор­мы. Поскольку социокультурные процессы столь же разнообраз­ны, как и сама жизнь, столь же творчески богаты, как самый высокий человеческий гений, было бы странно, если бы на деле они оказались столь бедными в творческих вариациях и следова-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: