и поскольку будущее непредсказуемо, мы не знаем и не можем знать, имеется ли какая-нибудь непрерывная главная тенденция и какой-нибудь пункт назначения, к которому идет человечество.
Третий пункт предполагает так называемый принцип имманентной причинности, или саморегуляции социокультурных процессов. Согласно этому принципу, если единица интегрирована, то изменение в направлении процесса обусловлено не только и не столько вмешательством внешних сил, сколько внутренними силами самого процесса и характером самой единицы. Как жизнедеятельность организма вызывает его смерть, независимо от какой-либо внешней случайности или внешних сил, точно так же любой социокультурный процесс, происходящий в интегрированной единице и развивающийся в определенном направлении, порождает, благодаря этой активности, «силы» или «причины», которые изменяют единицу процесса и его направление.
Нижеследующая схема (с. 112) обобщает изложенную классификацию процессов.
Теперь мы намерены обратиться к изучению социокультурных флуктуации главным образом в греко-римской и западной культурах, сконцентрировавшись на периоде приблизительно с 600 г. до н. э. до настоящего времени. Эти культуры выбраны потому, что они известны нам лучше, чем другие: после них остались более полные и более точные свидетельства, чем, может быть, после любой другой культуры. Период длительностью примерно в 2500 лет взят потому, что долгосрочные флуктуации нельзя должным образом изучить на более коротком промежутке времени, особенно более глубокие «волны» истории. Но даже и этот период слишком короток для целей нашего исследования. Отсутствие каких бы то ни было хоть сколько-нибудь удовлетворительных данных относительно времени до VI в. до н. э. предотвращает нас от углубления в столь далекое прошлое. Однако, хотя мы и будем иметь дело в основном с этчми культурами и периодами, при исследовании флуктуации каждого класса явлений мы будем совершать дополнительные — пусть и гораздо более короткие экскурсии — в область социокультурных флуктуации нескольких других культур.
|
|
Теперь встают более важные вопросы: что следует изучать в этих культурах? Какого рода флуктуации? Какого рода проблемы? Как их нужно исследовать? С какими целями? Полные и адекватные ответы на эти вопросы предлагаются в следующих частях настоящей работы. А пока нам нужно только кратко указать на несколько основных проблем, подлежащих исследованию.