Социокультурные флуктуации. и поскольку будущее непредсказуемо, мы не знаем и не можем знать, имеется ли какая-нибудь непрерывная главная тенденция и какой-нибудь пункт назначения

и поскольку будущее непредсказуемо, мы не знаем и не можем знать, имеется ли какая-нибудь непрерывная главная тенденция и какой-нибудь пункт назначения, к которому идет человечество.

Третий пункт предполагает так называемый принцип имма­нентной причинности, или саморегуляции социокультурных процессов. Согласно этому принципу, если единица интегриро­вана, то изменение в направлении процесса обусловлено не толь­ко и не столько вмешательством внешних сил, сколько внутрен­ними силами самого процесса и характером самой единицы. Как жизнедеятельность организма вызывает его смерть, независимо от какой-либо внешней случайности или внешних сил, точно так же любой социокультурный процесс, происходящий в интегри­рованной единице и развивающийся в определенном направле­нии, порождает, благодаря этой активности, «силы» или «при­чины», которые изменяют единицу процесса и его направление.

Нижеследующая схема (с. 112) обобщает изложенную клас­сификацию процессов.

Теперь мы намерены обратиться к изучению социокультур­ных флуктуации главным образом в греко-римской и западной культурах, сконцентрировавшись на периоде приблизительно с 600 г. до н. э. до настоящего времени. Эти культуры выбраны потому, что они известны нам лучше, чем другие: после них ос­тались более полные и более точные свидетельства, чем, может быть, после любой другой культуры. Период длительностью при­мерно в 2500 лет взят потому, что долгосрочные флуктуации нельзя должным образом изучить на более коротком промежут­ке времени, особенно более глубокие «волны» истории. Но даже и этот период слишком короток для целей нашего исследова­ния. Отсутствие каких бы то ни было хоть сколько-нибудь удов­летворительных данных относительно времени до VI в. до н. э. предотвращает нас от углубления в столь далекое прошлое. Од­нако, хотя мы и будем иметь дело в основном с этчми культура­ми и периодами, при исследовании флуктуации каждого класса явлений мы будем совершать дополнительные — пусть и гораз­до более короткие экскурсии — в область социокультурных флуктуации нескольких других культур.

Теперь встают более важные вопросы: что следует изучать в этих культурах? Какого рода флуктуации? Какого рода пробле­мы? Как их нужно исследовать? С какими целями? Полные и адек­ватные ответы на эти вопросы предлагаются в следующих час­тях настоящей работы. А пока нам нужно только кратко указать на несколько основных проблем, подлежащих исследованию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: