Подробно рассмотрев флуктуации и повторения идеационального, визуального и основных промежуточных стилей в живописи и скульптуре, я намерен в этой и следующих главах показать, во-первых, что те же самые категории применимы и к архитектуре, музыке, литературе, художественной критике; во-вторых, что почти такие же повторения и флуктуации упомянутых стилей часто наблюдаются и в этих областях искусства; в-третьих, установить, как соотносятся между собой волны идеационализма и визуализма, наблюдаемые в каждой из них.
Первый вопрос, с которым мы сталкиваемся, — применимы ли к архитектуре в целом понятия идеационального, визуального (чувственного) и промежуточных стилей. Несмотря на все разнообразие архитектурных типов (если рассматривать их с других точек зрения), в творениях архитектуры можно различать элементы и идеационального и визуального стилей (линейные и живописные, статичные и динамичные, открытые и закрытые формы, единство и множество, а также другие спутники этих фундаментальных категорий). Что касается «содержания» (или внутренней характеристики) идеациональной архитектуры, то оно такое же, как и у других идеациональных форм: здание устремлено к трансцендентальным ценностям. Его форма отмечена символизмом; символизм (или аллегория — в случае не чисто идеационального стиля) пронизывает архитектурное строение как в целом, так и в его деталях.
|
|
Смысл и ценность идеациональной архитектуры лежат не в зрительном ее аспекте, а в том, что находится за ним, по ту сторону его, зримым символом чего и является архитектурное сооружение. Если, например, фундаменты большинства церквей сДеланы в форме креста, то эта форма выбрана не столько как чисто зрительная, сколько потому, что крест — это символ христианства, Христа, Его Распятия и т. д. То же самое можно сказать и о других деталях. Если, например, многие православные
10. Флуктуация идеациональных и чувственных форм в архитектуре 191
церкви имеют один центральный купол, а вокруг него — четыре купола поменьше, то их «красота» и «ценность» не в эстетическом наслаждении, а в том, что центральный купол представляет Христа, а четыре других — четырех евангелистов.
У визуальной по стилю архитектуры подобного символизма нет — она ценится своим эстетическим уровнем и тем, насколько успешно служит определенным утилитарным целям — вот и все. Здесь не усматривается никакого трансцендентального символического значения. Качество строения оценивается исключительно по его зрительно воспринимаемой форме и полезности как таковой. Следовательно, большая часть идеациональной архитектуры связана в основном с религиозными, магическими и другими сферами, когда здания возводятся (по крайней мере, отчасти) ради сверхэмпирического и трансцендентального предназначения. Словом, характерные особенности идеациональнос-ти — с точки зрения «внутреннего содержания» — в архитектуре те же самые, что в живописи и скульптуре.
|
|
То же самое можно сказать и о «внешних» формах архитектуры: здесь главенствуют такие же критерии, что и в живописи и скульптуре. Идеациональная архитектура (в любом конкретном образце) отмечена относительной простотой и внешней непритязательностью форм; отсутствием всего «обманчивого» и «показного»; статичным характером здания; безупречностью структурных функций всех важных деталей; суровой отрешенностью от внешнего окружения; богатством, гармонией и красотой внутреннего убранства, контрастирующего с простотой внешнего силуэта. Это «прочное, простое, надежное», построенное на века, осязаемое, понятное и по-настоящему «архитектурное» сооружение.
В визуальной архитектуре преобладает иное. Здесь господствуют принципы динамизма (улавливание ускользающих мерцаний явлений в камне, металле и дереве), движения, «показа», изменений, чисто внешних эффектов, иллюзии и искусственности (например, различные ухищрения искусства барокко, направленные на то, чтобы продолжить перспективу, увеличить размер и прочие эффекты «света и тени», создающие зрительную иллюзию). Здесь мы видим усложненные формы, обилие украшений и декораций, внешне привлекательных, но не несущих никаких структурных функций; неясность, отсутствие внутренней простоты. Что это означает, станет гораздо более понятным, если посмотреть на иллюстрации. Рис. 1, 2 и 3 на вкл. XX изображают три классических ордера греческих колонн — дори-
192 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства
ческий, ионический и коринфский, а 4 — римский композитный ордер, составленный, в определенном смысле, из всех этих трех. Сравнивая дорический ордер с ионическим, затем — с коринфским и, наконец, с римским композитным ордером, мы наблюдаем все возрастающую степень сложности, орнаментальности и внешней эффектности. На ионической колонне эти элементы уже появляются: ее фасад смотрится вполне удовлетворительно, но боковая сторона уже уступает дорической колонне. Создается впечатление, будто строители, тщательнейшим образом обработав лицевую сторону (фасад) колонны, обработкой боковых сторон вовсе пренебрегли. «Показной» характер коринфского ордера, изобилующего чисто декоративными, чисто визуальными элементами, — очевиден. Наконец, римский композитный ордер перенасыщен декоративными элементами и является самым сложным и самым визуальным в том смысле, что все его элементы не выполняют почти никакой архитектурной функции — они созданы исключительно ради зрительных эффектов.
На рис. 5 и 6 на вкл. XX изображены два египетских архитектурных монумента, весьма похожих по форме, но один из них гораздо проще и по характеру идеационален, тогда как другой обрамлен снаружи рядами колонн, которые вряд ли выполняют какую-нибудь действительно архитектурную функцию и сооружены в основном ради зрительного эффекта. (На рис. 5 изображена пирамида Ниусерра, реконструированная Боркхардтом; на рис. 6 — гробница и храм Ментухотепа III.)
Рис. 1 и 2 на вкл. XXI — наружный и внутренний вид храма Айя-София, VI в. н. э. (внешний вид усложнен минаретами, построенными турками). Рис. 3 и 4 — церковь Сан-Джованни в Равенне, IX в. н. э. Как видим, оба здания выглядят снаружи чрезвычайно просто, в их конструкции почти нет чисто декоративных элементов и ничего такого, что производило бы внешний эффект. Они просто «отсекают» часть реального пространства от остального мира, причем самым реальным образом — с помощью стен. Зато внутри зданий создан их собственный мир, совершенный и гармоничный. Эти храмы напоминают человека, одетого скромно, но обладающего прекрасной, чистой и гармоничной душой.
|
|
Наконец, если посмотреть на вкл. XXII, где представлены две церкви, построенные в стиле барокко, то сразу бросится в глаза их динамичный, показной, перенасыщенный украшениями облик. Их визуализм очевиден хотя бы потому, что фасады обеих церквей перегружены декоративными элементами, а боковые
10. Флуктуация идеационаяьных и чувственных форм в архитектуре 193
стороны производят такое впечатление, будто о них забыли. Лица — «напудрены и нарумянены», а об ушах и прочих «деталях» — не позаботились.
Эти иллюстрации, может быть, дадут более ясное представление об идеациональном и визуальном характере архитектуры — по крайней мере, для тех, кто не является специалистом в этой области.
Если с этой точки зрения рассматривать историю архитектуры в разных культурах, а также историю отдельных архитектурных стилей — например, готического или классического, то обнаружатся как долговременные, так и краткосрочные флуктуации идеационализма, визуализма и промежуточных форм.
«Колебания» между идеациональным и визуальным стилями более заметны в ходе истории греко-римской архитектуры. Возьмем основные ордера колонн — дорический, ионический, коринфский — и соответствующее место, которое каждый из них занимал в греко-римской архитектуре в разные периоды. Дорическая колонна — самая идеациональная. В своей исключительной простоте она функциональна и органична и не содержит ничего, предназначенного для декоративных целей. Коринфский ордер — самый визуальный по своему убранству, созданному по большей части ради украшательства. Ионический ордер занимает промежуточное положение между ними.
На ранних стадиях развития архитектуры в материковой Греции использовался почти исключительно дорический ордер. Затем все больше стал распространяться ордер ионический, еще довольно близкий к дорическому. Наконец, примерно в начале IV в. до н. э. появился коринфский стиль, а «доричеп^гй к середине IV в. был почти забыт»'. Ионический и коринфский стили усиливались в ущерб дорическому. Эллинистические и римские архитекторы все больше использовали коринфский ордер, причем наиболее сложные его формы, пока наконец не создали еще более усложненный «композитный ордер», в котором соединены оба эти стиля, а декоративность и визуализм достигли в нем своеобразной высшей точки.
|
|
Если обратиться теперь к архитектуре ь целом, то следует сказать, что ее ранний этап, до Ув. до н. э., отмечен простым дорическим стилем, это если говорить о внешнем виде построек; их интерьеры были внутренним убранством храмов, предназначенных для поклонения богам и для других неземных целей. Иначе говоря, архитектура была идеациональной, в соответствии как с внут-
194 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства
ренними, так и внешними критериями идеациональности. Со- / гласно внутреннему критерию, храм — «не светское, а культовое сооружение». «Оно служило богам и мертвым». «Роскошь и красота предназначались только богам»2.
Дорическая архитектура была простой даже в деталях. Она лишена гигантомании. Греческие зодчие того времени «видели красоту не во внешнем великолепии, но в соразмерности и простоте»; соответственно они «не пеклись о редких или сверкающих материалах, таких как золото, серебро, драгоценные камни»3.
Короче говоря, как живопись и скульптура до V в. до н. э. были в высочайшей степени идеациональными, точно так же была идеациональной и греческая архитектура этого периода. V в. до н. э. был идеалистическим периодом греческой живописи и скульптуры. И, по-видимому, он должен был быть идеалистическим и в архитектуре. Доказательством этому служит Парфенон. Его интерьер — как и прежде, — интерьер культового сооружения, но вместе с тем здесь отдавали честь и гражданским доблестям, а в какой-то степени и ценностям материального мира. Внешний облик Парфенона — это изумительная гармония и соразмерность между идеациональной одухотворенностью и чувственной красотой. Отсюда — более пышное убранство и большая зрительная привлекательность Парфенона по сравнению с архитектурными памятниками предыдущего периода. Он больше и по своим размерам и более декоративен. «В оформлении Парфенона все метопы дорического ордера были украшены скульптурой, а вокруг целлы был дополнительно создан сплошной ионический фриз»4.
Начиная примерно с середины IV в. до н. э. точка равновесия между нарастающим потоком визуализма и убывающим потоком идеационализма, по-видимому, оказалась пройденной. Начиная с этого времени архитектура, с незначительными флукту-ациями и попятными движениями, становится все более и более визуальной — так же, как это было с греческой, эллинистической, а затем и римской живописью и скульптурой. Причем изменения касаются как интерьера строений, так и их наружного вида: везде начинает преобладать визуализм. Памятниками великой архитектуры становятся не только храмы, но и царские дворцы, театры, общественные здания, триумфальные арки, акведуки, особняки знати и другие светские сооружения, предназначенные «для самых разнообразных целей, к которым, исходя из своих представлений о великолепии, [греки] стремились в общественной и частной жизни»5.
Ю- Флуктуация идеационаяьных и чувственных форм в архитектуре 1 95
Архитектура начинает все меньше служить богам и мертвым и все больше земным потребностям властителей, богачей и вообще людей привилегированных сословий. Она перестала быть символической и сделалась эстетически визуальной. «Теперь появились роскошь, страсть к колоссальному и грандиозному, к помпезности и театральным эффектам — к тем самым вещам, которых греческое искусство некогда избегало»6.
Все это проявляется как в общем облике здания, так и в его деталях. В римской архитектуре, которая «целиком основана на греческой и несомненно является своеобразным ее продолжением — но в духе переизбыточности, показухи и скверной утонченности»7, все эти черты достигли как будто высшей точки визуализма.
Подводя итоги, можно сказать, что в греко-римской архитектуре основные идеационально-визуальные флуктуации происходили почти синхронно с подобными флуктуациями в греко-римской живописи и скульптуре. Вплоть до V в. до н. э. она была преимущественно идеациональной; в V в. до н. э. она стала идеалистической; начиная с конца We. до н. э. в ней все больше и больше начинает доминировать визуализм. Изредка наблюдаются поверхностные и краткосрочные попятные движения и малые флуктуации, но они были всего лишь рябью на поверхности основных потоков. Начиная примерно с конца IVв. н. э. визуальная фаза греко-римской архитектуры все более клонится к упадку и вытесняется нарастающим потоком идеационально-христианской архитектуры — до тех пор пока эта последняя не восторжествовала полностью в течение следующего столетия. Таким образом, визуализм, который доминировал почти семь или даже восемь веков, ушел со сцены и на смену ему пришел новый cmvji^ — волна идеациональной христианской архитектуры.
Эта христианская архитектура — в виде базилики8, византийского купола, а затем романского и готического стилей — была не чем иным, как продолжением греко-римской архитектуры. Не ее абсолютным завершением или абсолютно новым началом и, следовательно, она не была новой формой, а всего лишь продолжением греко-римской архитектуры, но — в виде нового идеа-Ционального течения, пришедшего на смену течению визуально-му> которое, в свою очередь, после V в. до н. э. пришло на смену Идеациональному и идеалистическому.
Что касается раннехристианской (типа базилики) и ранней византийской архитектуры (купольный стиль), то их идеацио-Нальный характер проявляется и во внутренних, и во внешних
196 Част» 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства
чертах. С точки зрения внутреннего содержания великими зданиями архитектуры опять становятся церкви и соборы, служащие религиозным целям и посвященные Богу и сверхэмпирическим ценностям. Да и такая внешняя характеристика, как сравнительные размеры религиозных и светских строений, показывает, что «сколь высокими и массивными ни были бы каменные дома купцов или знати, здания храмов своими громадами величественно царили над городом»9.
Когда сегодня мы подъезжаем к современному городу или деревне — особенно в тех странах, которые возникали недавно и где нет зданий, сохранившихся со времен Средневековья, как, например, в США, — то мы не видим на горизонте ни церковных куполов, ни башен готических соборов, господствующих над всеми другими сооружениями. Да и в старинных городах храмы теряются среди современных небоскребов. Среди них церкви и соборы попросту незаметны. Силуэт города в Средние века был совершенно иным.
«Город открывался издалека высоченными сводами и башнями своих многочисленных церквей и монастырей, а в сельской местности величественные строения старинных богатых аббатств и монастырей бросались в глаза прежде, чем крепости и замки» 10.
«Вид Кёльна в 1562 году определяли 19 приходских церквей, 22 крупных мужских монастыря, 11 богаделен, более 100 часовен, 76 женских монастырей, 106 домов "бегинок" ", 12 церковных больниц.
В Майнце в 1450 году на 7050 жителей было 19 богаделен, 8 мужских и 7 женских монастырей, 3 духовно-рыцарских ордена» '2.
Такая картина сохранялась вплоть до XV в. С этого столетия большая архитектура становится все более светской. В городах начинают преобладать дворцы, Rathaus'bi13, особняки, коммерческие дома, здания парламентов и т. п.
Религиозные строения — ив целом и в наиболее важных своих деталях — являются по сути символическими. У базилики, романского или готического собора почти каждая деталь имеет свое определенное символическое значение — она является видимым знаком невидимых ценностей. Красота здания в целом или какой-то его части заключается, так сказать, не в его зримой форме, а в той незримой ценности, которую оно символизирует.
В целом же ранняя христианская архитектура — «это самодостаточный стиль, вполне устраивающий церковь того времени созданием строений, которые прекрасны сами по себе и даже
10. Флуктуация идеациональных и чувственных форм в архитектуре 197
более чем удовлетворяют те потребности, для которых они были предназначены»14.
То же самое следует сказать и о ранней византийской архитектуре — вплоть до высшего ее достижения, каковым является храм Айя-София (537-563 гг. н. э.). Даже насчет этого изумительного собора, «снаружи кажущегося массивной и не очень тщательно обработанной глыбой, должно признать, что его архитектурная известность касается скорее его внутреннего убранства, чем наружного вида»15. «Снаружи он довольно скучен, но внутри — великолепен»16.
Этот идеациональный характер архитектуры сохранялся в целом в течение нескольких столетий как в Византии, так и в Западной Европе, испытывая большие или меньшие колебания между главными обсуждаемыми здесь типами.
Когда эта форма кристаллизовалась — а этому предшествовал период экспериментирования и перехода от базилики к романскому стилю (стилю не очень определенному и сохранявшемуся до появления в XII в. стиля готического), — она оказалась явно идеациональной.
В период примерно с VI по XII в., по-видимому, должны были происходить небольшие усиления или ослабления противостояния идеационализма и визуализма. Тем не менее идеациональный стиль оставался господствующим вплоть до XI в. Начиная с этого времени прилив визуализма начинает усиливаться, что выразилось в позднем романском стиле XI-XII вв., образцами которого являются Пизанский собор17, а также несколько французских, немецких и итальянских строений, гораздо более усложненных, живописных и театрально декоративных, чьи чисто идеациональные особенности — массивность, простота и Др. — менее заметны.
Этот нарастающий прилив визуализма проявился наконец в появлении готики в XII-XIII вв. — стиля, в котором изумительно уравновешены элементы идеационализма и визуализма и который не является ни тем ни другим, а чисто идеалистическим стилем, присущим скульптуре и живописи тех же столетий. Ход его развития от ранней до поздней, «пышной» готики XV-XVI вв., которая превратилась в барокко и позднее барокко (или рококо) |8> отмечен постоянным усилением визуализма, ставшим во времена «пышной» готики доминирующим и достигшим в барокко своих великих вершин.
Как и многие другие великие стили, «готическая архитектура, постепенно развиваясь, в XVI в. достигла состояния, дальше
198 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства
которого развиваться, по-видимому, было некуда». Она «исчерпала свои ресурсы» '9.
«С конца XIV в. до самого Возрождения пышная готика не сделала ни одного нового открытия, но лишь привнесла вкус к сложности»20. Ее путь был закончен; в нарастающем приливе визуализма готика не могла сохраниться — необходимо было либо создать новый архитектурный стиль, либо вернуться к одному из прежних. Этот второй вариант и избрала архитектура эпохи Возрождения.
Начиная с периода Ренессанса, «архитектура впервые за всю свою долгую историю обратила свои взоры не вперед, а назад, к образцам той эпохи, которая считалась и действительно была в некоторых отношениях более великой»21.
Несмотря на свою кажущуюся простоту, архитектура раннего Возрождения, представленная работами Брунеллески (1377-1446), Микелоццо (1391-1472), Л.Б. Альберти (1404-1472), являет собой дальнейший шаг в развитии визуализма. Внутренне, начиная с этого времени, большая архитектура перестает быть исключительно религиозной, но проявляет тенденцию превращаться все больше в архитектуру светскую: воплощением ее идей чаще всего становятся дворец принца, монарха, магната, богача, сильного мира сего. Она перестает быть символической, какой была до сих пор, и всякий «сокрытый смысл» ее видимого знака утрачивается. Зримая, визуальная форма все больше становится самодовлеющей. Это и означает, что архитектура перестает отвечать внутреннему критерию идеационализма.
С внешней стороны появились все типичные признаки визуальной архитектуры, которые возникли в эпоху Возрождения и сохранялись в пришедших ему на смену стилях барокко и рококо. В конце XVI в. развитие западной архитектуры привело к возникновению так называемого стиля барокко, являющегося то ли своего рода «интермеццо» в истории ренессансного классицизма, то ли непосредственным продолжением тенденции пышной готики. Одного этого слова — «барокко» — достаточно, чтобы навести на мысль о его крайнем визуализме. «Стиль барокко... характеризуется любовью к контрасту и движению, склонностью к колоссальному, стремлением произвести чисто внешний эффект, что достигается благодаря причудливому сочетанию форм»22.
Пышность декорации была доведена до предела: скульптура, живопись, цвет, золото, разноцветный мрамор — все использовалось в этом веке, в котором царил gout de luxe23. Присут-
10. Флуктуация идеациональных и чувственных форм в архитектуре 199
ствовали и все другие приметы крайнего визуализма. П. Лигети справедливо подчеркивает визуальную манию этого периода, так же как и ту победу, которую, начиная с эпохи Возрождения и кончая XIX в., Schein все чаще одерживает над Sein24.
На смену барокко пришло рококо, еще более визуалистичес-кое, эротическое, показное и почти исключительно декоративное, — то была приторно сладкая и игрушечная архитектура. Позже возник неоклассицизм, но он был — как и в живописи и архитектуре — сменой одной формы визуализма другой, а не отказом от него и едва ли даже его снижением.
Затем, в течение всего XIX в., мы наблюдаем несколько волн романтизма и классицизма, оживление готики, ренессанса и несколько других безнадежных всплесков, ни один из которых не создал ни идеациональную форму, ни какой бы то ни было оригинальный стиль вообще. И все они были стилями визуальными, проникнутыми страстью к масштабным размерам, внешней эффектности, декоративности, лишенными какого бы то ни было символизма. Они ставили своей единственной целью произвести приятное зрительное впечатление и принести утилитарную пользу.
Эти «оживления» и «эклектические смеси» продолжались до наших дней, вплоть до «новой архитектуры» небоскребов и прочих современных конструкций. Представляет ли собой небоск-ребная архитектура начало нового — и реально существующего — стиля в зодчестве, как утверждают некоторые, — это еще неизвестно, но по сравнению с чрезвычайно подражательными стилями второй половины XIX — начала XX в. современная архитектура безусловно проявляет тенденцию к конструктивной простоте, хотя едва ли к идеациональности.
Ее простота и конструктивизм наводят на мысль, ч:о, может быть, это антивизуальная (кубистская) реакция в архитектуре вроде той, которая происходила в живописи и скульптуре в конце XIX — начале XX в. Многие ее черты подтверждают высказанное предположение. Но, с другой стороны, это пока еще не идеациональная архитектура. Практически все нынешние строения носят светский характер. Они не претендуют на то, чтобы символизировать некую трансцендентную реальность. Наоборот. — все это главным образом железнодорожные станции, торговые ряды, театры (особенно кинотеатры), Radio City, Woolworth Building, Empire State Building, Chrysler Building25 и Другие строения, обслуживающие самые что ни на есть материальные, эмпирические потребности. В них нет ничего, что при-идеациональному стилю. Снаружи, несмотря на их чрез-
2 00 Часть 2. Флуктуация идеационаяьной и чувственной форм искусства
вычайную простоту, они отмечены всеми признаками визуализма: прежде всего — это одержимость масштабностью (самое большое здание в мире!), что считается наивысшей похвалой, славой и гордостью. В этом отношении мы наблюдаем настоящую погоню за самым высоким, самым крупным — гигантоманию, весьма характерную для эпохи перезрелого визуализма. Следом за ней идет «научность», «рационалистическая рассудочность» этой простоты. Она возникла не спонтанно, а математически подсчитана — с точки зрения доходности, которую приносит недвижимость. Она геометрически точно измерена, продумана от начала и до конца, особенно в плане дивидендов и прибыли. Но ведь «Парфенон был геометрически неправильным. Он подчинен некоей высшей логике и правилам»26. «Неправильными» были и знаменитые соборы XIII в.
Эта чересчур рассудочное, математическое, коммерциализированное, «научное» проектирование — совершенно правильное и почти убийственно точное — пока что не привело к созданию какого-нибудь нового стиля, за исключением громадности и нового типа убранства зданий. Это плоды творчества «художников-декораторов» — эклектичные, шикарные, представляющие собой смесь всего, от греческих фресок до барокко и рококо, от готики до «примитива», и почти всегда подражательные, даже когда предполагается, что сюжеты декоративных орнаментов абсолютно современны, — например, индустриальный мир, машины и, конечно же, пролетариат, благословляемый Лениным. В этом пока что нет ничего от идеационализма. Это, с чисто эмпирической точки зрения, вполне оправданный «кубизм» и «конструктивизм» в архитектуре, похожий по своей природе на антивизуальную реакцию в живописи и скульптуре. Является ли это само по себе предвестием грядущего идеационализма или только преходящей реакцией XX в. — пока что неясно.
Подводя итоги этого очерка, мы можем сделать следующие выводы.
1) Наши основные категории без каких-либо затруднений применимы и к области архитектуры. Они помогают привести в логически постижимые системы кажущийся хаос архитектурных феноменов и показывают, что в главных своих чертах архитектура — это не нечто случайное, а закономерное проявление соответствующей идеациональной, идеалистической, чувственной или смешанной ментальности данной культуры. Таким образом сделан второй взнос в уплату «долгового обстоятельства».
/ 0. Флуктуация идеациональных и чувственных форм в архитектуре 201
2) В архитектуре, как и в живописи и скульптуре, имеются долговременные и краткосрочные волны влиятельности и господства идеационального и визуального стилей и течений, занимающих промежуточное положение между ними.
3) Поскольку речь идет о чередовании этих длинных и коротких волн в истории греко-римской и запад но-христианской культур, такие волны идут в основном параллельно с приливами и отливами, наблюдаемыми в живописи и скульптуре. Архитектура Греции вплоть до V в. до н. э. была преимущественно идеациональной, как и ее живопись и скульптура. Архитектура V в. до н. э. была главным образом идеалистической — опять же как и живопись и скульптура. Со второй половины IV в. архитектура становится все более и более визуальной и оставалась таковой вплоть до V в. н. э. И так же обстояло дело с живописью и скульптурой. После V в. н. э. архитектура делается все более и более идеациональной и остается таковой — если отвлечься от незначительных флуктуации — до XII столетия. То же самое происходило и с живописью и скульптурой. Архитектура XIII в. была в высшей степени идеалистической. Таковыми же были и живопись и скульптура. Начиная с XIV в. визуальный поток усилился и превратился в доминирующий, оставаясь им до настоящего времени. То же самое — в живописи и скульптуре. Сегодня мы наблюдаем в архитектуре, живописи и скульптуре реакцию против визуализма. Но она еще не является идеационализмом. Это всего лишь симптом возможного конца визуальной волны и наступающего господства волны идеациональной, но это только предположение.
4) Таким образом, главные волны во всех этих областях — если рассматривать только главные флуктуации и в гг.ение таких относительно больших отрезков времени, как 100-летние периоды, — происходят более или менее синхронно. Если же рассматривать более короткие отрезки времени, тс в менее значительных флуктуациях мы увидим некоторые «отставания» и «забегания вперед». Но, как уже было сказано, подобные «асин-хронизмы» относятся только к более мелким волнам, а в этих отставаниях и забеганиях едва ли есть какая бы то ни было всеобщая закономерность, описывающая, какой из этих трех видов искусства всегда отстает, а какой всегда лидирует.
5) Если к приведенным выше фактам прибавить, что подобные же колебания от идеациональности к визуализму и наоборот имели место в истории и персидской и мавританской архитектуры, в которых более поздние стадии того или иного стиля
202 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства
обнаруживают ту же тенденцию к визуализму, декоративности, сложности и т. п., то представленного выше очерка вполне достаточно, чтобы утверждать, что попеременные колебания и ритмы идеациональности и визуальности несомненно существуют и обнаруживаются в динамике архитектурных стилей почти каждой культуры.
6) Наш очерк показывает также, что эти колебания не являются периодическими. Продолжительность господства каждой из тех фундаментальных форм, которые мы исследовали, варьируется от страны к стране, от периода — к периоду.