3. Ж,Б. Карпо. Уголино и его сыновья.
4. О. Роден. Портрет Елисеевой.
ВКЛЕЙКА XIX
1. /7. Гоген. Сцена на Таити.
2. К. Моне. Луг весной.
ВКЛЕЙКА XX
1. Дорическая колонна и капитель (Парфенон).
2. Ионическая колонна и капитель (Эрехтейон).
3. Коринфская колонна и капитель (монумент Лисикрата в Афинах).
4. Римская композитная колонна и капитель {триумфальная арка Тита).
5. Пирамида Ниусерра реконструированная Л. Боркхардтом.
6. Усыпальница фараона Ментухотепа 111 (реконструкция).
ВКЛЕЙКА XXI
1. Собор св. Софии в Константинополе.
2. Интерьер собора св. Софии.
ВКЛЕЙКА XXI6
3. Церковь Сан-Джованни в Равенне.
4. Интерьер церкви Сан-Джованни.
Л. Флуктуация форм музыки
ках. По сравнению с подлинно великими мастерами, «критики — это глупые, рассуждающие об умных. Определение это... несравненно справедливее того, по которому критики будто бы объясняют художественные произведения.
"Критики объясняют". Что же они объясняют? Художник, если он настоящий художник, передал в своем произведении другим людям то чувство, которое он пережил; что же тут объяснять?»12
|
|
Из этих рассуждений ясно, почему в такие периоды художественная критика и теоретические построения по поводу искусства, несмотря на толпу профессиональных критиков, учителей и наставников, не получают значительного распространения, хотя и нельзя сказать, что их нет вовсе.
Когда идеалистическая стадия пройдена, точнее, когда чувственное искусство миновало свой пик и начинает клониться к упадку — только тогда стремительное развитие критических теорий оказывается неизбежным. Почему? Потому что нет ни одного произведения, которое всеми безоговорочно воспринималось бы как великое, существует множество произведений, сильно отличающихся друг от друга, и каждое из них у одних вызывает восхищение, а у других отвращение. В таких условиях, как и в ходе судебного разбирательства при неполных и противоречивых свидетельских показаниях, каждая сторона нуждается в многочисленных «адвокатах» и толпе свидетелей и помощников, чтобы доказать свою правоту и неправоту противника. Отсюда — чрезвычайное обилие профессиональных «адвокатов от искусства», то есть критиков и теоретиков. Отсюда же — бесконечные горячие споры и непрекращающиеся дискуссии; словом, развитие художественной критики в те периоды, когда нет великих произведений.
II. ФЛУКТУАЦИЯ ГЛАВНЫХ СТИЛЕЙ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ
ВКЛЕЙКА XXII
1, Фасад Сан-Андреа дела Балле в Риме.
2. Фасад Санта-Кроче в Лекке.
Как и в живописи, скульптуре, архитектуре и литературе, в музыке в разных культурах в одно и то же время и на разных стадиях одной и той же культуры господствуют разные стили. При этом, как уже упоминалось, обе формы встречаются практически во всех культурах и на всех стадиях. Однако доля каждой из этих форм, равно как и ее чистота, не являются постоянными. В одной культуре или в один период может преобладать идеациональная форма; в другой культуре или в другой период — чувственная. Сказанное относится также к чистоте и ин-
|
|
210 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства
тенсивности того или иного стиля. Таким образом, существуют краткосрочные и долговременные, сильные и слабые волны доминирования то одной, то другой формы. Помимо периодов господства какой-либо из них бывают периоды механического и органичного их смешения, когда ни ту, ни другую форму нельзя назвать доминирующей. Такие периоды органичного, гармоничного, сбалансированного слияния отмечены, как мы еще увидим, вершинами музыкального творчества и величайшей музыки.
A. Первобытные и примитивные культуры. Музыка примитивных народов, по-видимому, должна иметь (в той или иной пропорции) обе формы: чувственную и нечувственную, или грубо идеациональную. Как известно, у любого первобытного народа есть магические и религиозные песнопения, а также инструментальная музыка, исполняемая во время представлений и обрядов. У любого народа существует нечувственная форма музыки, приближающаяся к идеациональной, и музыка, которая призвана доставлять чувственное удовольствие и которая не имеет никакого магического, религиозного или идеациональ-ного применения.
B. Восточные культуры. Из-за отсутствия данных, особенно относительно характера музыки, преобладающей в разные периоды истории восточных культур, точно выделить циклы доминирования каждого из исследуемых типов невозможно. Нет сомнения лишь в том, что оба типа были присущи музыке Древнего Египта, Ассирии, Китая, Индии и древнееврейской культуры. То, что идеациональная музыка существовала, подтверждается верой в ее божественное и таинственное происхождение, в ее магическую власть, связь с законами природы. Она использо-валась в религиозно-магической практике, подвергалась социальному контролю со стороны государства и религиозных дея-телей. Писатели и мыслители этих культур проводили четкое различие между музыкой для удовольствия, находящейся в одном ряду с «вином, женщинами и песней», и музыкой, которая имеет сакральный мистический, нравственный, воспитательный и магический смысл и ценность.
Во всех этих культурах музыка наделялась магической и таинственной силой, что вело к четкому формальному выделению видов иератической ° музыки, используемой в различных случаях.
Во всех этих культурах музыка строго контролировалась высшими религиозными чинами или государственными властными органами. Самыми древними музыкантами были жрецы, про-