Вклейка XVIII6

3. Ж,Б. Карпо. Уголино и его сыновья.

4. О. Роден. Портрет Елисеевой.

ВКЛЕЙКА XIX

1. /7. Гоген. Сцена на Таити.

2. К. Моне. Луг весной.

ВКЛЕЙКА XX

1. Дорическая колонна и капитель (Парфенон).

2. Ионическая колонна и капитель (Эрехтейон).

3. Коринфская колонна и капитель (монумент Лисикрата в Афинах).

4. Римская композитная колонна и капитель {триумфальная арка Тита).

5. Пирамида Ниусерра реконструированная Л. Боркхардтом.

6. Усыпальница фараона Ментухотепа 111 (реконструкция).

ВКЛЕЙКА XXI

1. Собор св. Софии в Константинополе.

2. Интерьер собора св. Софии.

ВКЛЕЙКА XXI6

3. Церковь Сан-Джованни в Равенне.

4. Интерьер церкви Сан-Джованни.

Л. Флуктуация форм музыки

ках. По сравнению с подлинно великими мастерами, «критики — это глупые, рассуждающие об умных. Определение это... несрав­ненно справедливее того, по которому критики будто бы объяс­няют художественные произведения.

"Критики объясняют". Что же они объясняют? Художник, если он настоящий художник, передал в своем произведении другим людям то чувство, которое он пережил; что же тут объяснять?»12

Из этих рассуждений ясно, почему в такие периоды художе­ственная критика и теоретические построения по поводу искус­ства, несмотря на толпу профессиональных критиков, учителей и наставников, не получают значительного распространения, хотя и нельзя сказать, что их нет вовсе.

Когда идеалистическая стадия пройдена, точнее, когда чув­ственное искусство миновало свой пик и начинает клониться к упадку — только тогда стремительное развитие критических те­орий оказывается неизбежным. Почему? Потому что нет ни од­ного произведения, которое всеми безоговорочно воспринима­лось бы как великое, существует множество произведений, сильно отличающихся друг от друга, и каждое из них у одних вызывает восхищение, а у других отвращение. В таких условиях, как и в ходе судебного разбирательства при неполных и проти­воречивых свидетельских показаниях, каждая сторона нужда­ется в многочисленных «адвокатах» и толпе свидетелей и помощ­ников, чтобы доказать свою правоту и неправоту противника. Отсюда — чрезвычайное обилие профессиональных «адвокатов от искусства», то есть критиков и теоретиков. Отсюда же — бес­конечные горячие споры и непрекращающиеся дискуссии; сло­вом, развитие художественной критики в те периоды, когда нет великих произведений.

II. ФЛУКТУАЦИЯ ГЛАВНЫХ СТИЛЕЙ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ

ВКЛЕЙКА XXII

1, Фасад Сан-Андреа дела Балле в Риме.

2. Фасад Санта-Кроче в Лекке.

Как и в живописи, скульптуре, архитектуре и литературе, в музыке в разных культурах в одно и то же время и на разных стадиях одной и той же культуры господствуют разные стили. При этом, как уже упоминалось, обе формы встречаются прак­тически во всех культурах и на всех стадиях. Однако доля каж­дой из этих форм, равно как и ее чистота, не являются постоян­ными. В одной культуре или в один период может преобладать идеациональная форма; в другой культуре или в другой пери­од — чувственная. Сказанное относится также к чистоте и ин-

210 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства

тенсивности того или иного стиля. Таким образом, существуют краткосрочные и долговременные, сильные и слабые волны до­минирования то одной, то другой формы. Помимо периодов господства какой-либо из них бывают периоды механического и органичного их смешения, когда ни ту, ни другую форму нельзя назвать доминирующей. Такие периоды органичного, гармоничного, сбалансированного слияния отмечены, как мы еще увидим, вершинами музыкального творчества и величай­шей музыки.

A. Первобытные и примитивные культуры. Музыка прими­тивных народов, по-видимому, должна иметь (в той или иной пропорции) обе формы: чувственную и нечувственную, или гру­бо идеациональную. Как известно, у любого первобытного на­рода есть магические и религиозные песнопения, а также инст­рументальная музыка, исполняемая во время представлений и обрядов. У любого народа существует нечувственная форма музыки, приближающаяся к идеациональной, и музыка, кото­рая призвана доставлять чувственное удовольствие и которая не имеет никакого магического, религиозного или идеациональ-ного применения.

B. Восточные культуры. Из-за отсутствия данных, особен­но относительно характера музыки, преобладающей в разные периоды истории восточных культур, точно выделить циклы до­минирования каждого из исследуемых типов невозможно. Нет сомнения лишь в том, что оба типа были присущи музыке Древ­него Египта, Ассирии, Китая, Индии и древнееврейской культу­ры. То, что идеациональная музыка существовала, подтвержда­ется верой в ее божественное и таинственное происхождение, в ее магическую власть, связь с законами природы. Она использо-валась в религиозно-магической практике, подвергалась соци­альному контролю со стороны государства и религиозных дея-телей. Писатели и мыслители этих культур проводили четкое различие между музыкой для удовольствия, находящейся в од­ном ряду с «вином, женщинами и песней», и музыкой, которая имеет сакральный мистический, нравственный, воспитательный и магический смысл и ценность.

Во всех этих культурах музыка наделялась магической и таин­ственной силой, что вело к четкому формальному выделению ви­дов иератической ° музыки, используемой в различных случаях.

Во всех этих культурах музыка строго контролировалась выс­шими религиозными чинами или государственными властными органами. Самыми древними музыкантами были жрецы, про-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: