Часть 3. Флуктуация систем истины и знания. группе чувственных явлений как на наиболее важной, а ученые чувственной культуры могут счесть эти проблемы незначитель­ными и сосредоточиться на другом классе

группе чувственных явлений как на наиболее важной, а ученые чувственной культуры могут счесть эти проблемы незначитель­ными и сосредоточиться на другом классе явлений, представля­ющих малый интерес для ученых идеациональной культуры.

Сформулированные выше предположения и выводы — если они правильны — означают, что в социокультурной действи­тельности (но не в платоновском мире идей) даже такие безус­ловные ценности, как истина и знание, с точки зрения их содер­жания, критериев, доказательств сильно зависят от типа культуры, частью которой они являются. Другими словами, что кажется истинным, а что — нет, научным и ненаучным, чтб служит на­дежным критерием истины, а чтб ненадежным, — представляет собой, говоря языком математической статистики, в значитель­ной степени «функцию» социокультурной переменной. Если это так, то социолог мог бы сказать свое слово и по проблемам эпи­стемологии и логики, как это имеет место — и весьма значи­тельное — в той науке, которую немцы называют Wissens-soziologie9. Адекватно понятая, она составляет одну из главных частей социологии культуры.

Теперь обратимся к эмпирической проверке этих выводов. Если изучаемые культуры интегрированы, то выводы эти навер­няка подтвердятся эмпирическими данными. Такое подтвержде­ние еще раз продемонстрировало бы, с одной стороны, эвристичес­кую ценность «логико- смыслового» метода, и с другой, — что эти культуры и в «отсеке истины и знания» интегрированы «каузаль­но».

П. ФЛУКТУАЦИЯ ОСНОВНЫХ СИСТЕМ ИСТИНЫ: ЭМПИРИЗМА, РЕЛИГИОЗНОГО И ИДЕАЛИСТИЧЕС­КОГО РАЦИОНАЛИЗМА, МИСТИЦИЗМА, СКЕПТИЦИЗМА, ФИДЕИЗМА В ГРЕКО-РИМСКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРАХ С 580 г. до н.э. Д01920 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: