ка. Поэтому правомерно предположить, что в преимущественно идеациональной культуре доминирующая система истины непременно будет «откровением» (религиозной или магической системой истины), которое сверхъестественным и даже сверхлогическим образом «ниспослано», «даровано», «внушено» личным или абстрактным потусторонним проводником. Такая богооткровен-ная, абсолютная, совершенная всеобъемлющая истина и воспринимается с абсолютной убежденностью в ее достоверности.
В чувственном обществе и культуре должна доминировать чувственная система истины, основанная на показаниях органов чувств. Поскольку для носителей чувственного умонастроения (мен-тальности) и культуры нет никакой реальности за пределами и помимо чувственно воспринимаемого становления и поскольку «сигналы» от него воспринимаются нашими органами чувств, с помощью которых мы видим, слышим, ощущаем и т. д., эти ощущения и должны быть главными и почти единственными судьями в том, что есть истина и что есть ложь. Если мы воспринимаем данные эмпирические явления точно так, как это описывает данная теория, то она достоверна и «научна». Если же показания органов чувств противоречат ей, то теория ошибочна и «ненаучна».
|
|
Если мы обратимся теперь к идеалистической ментальности и культуре, то окажется, что лежащая в ее основе система истины должна занимать промежуточное положение между сверхъестественным откровением и чувственными данными, что в ней органично сочетаются обе системы. Системой истины, которая отвечает обоим этим требованиям, является истина человеческого разума и логики, идеалистически-рационалистическая система истины средневековых схоластов XII-XIV вв. Главный судья здесь — человеческий разум и сама логика с ее собственными критериями истины и заблуждения. Правда, этот судья не прочь прислушаться и к показаниям органов чувств; он готов использовать их информацию, чтобы переосмыслить ее и санкционировать как истинную. Не прочь он принять во внимание и истину откровения, если она представляется приемлемой и не противоречащей законам человеческого разума, который и сам, в сущности, имеет частицу божественной природы.
Другие «смешанные» ментальности и культуры тоже предполагают сочетание истины веры с истиной чувств, но такая смесь не обязательно являет собой гармоничный синтез, поскольку «смешанные» ментальности внутренне не интегрированы. Не будучи интегрированы и приведены в систему, истина веры и истина чувств могут сосуществовать механически. Наконец, с пассивной и цинической формами чувственной ментальности,
|
|
по логике вещей, в наибольшей степени сочетается система скептицизма, не способная поверить ни в какую истину. Точно так же для «идеационалистов отчаяния» самой подходящей системой истины должна быть «отчаянная жажда веры», свойственная тем, кто, подобно апостолу Фоме3, хочет, но не может уверовать, не испытывая большого затруднения.
Из самой природы основных систем истины и знания вытекает несколько дальнейших характеристик. В каждой из них и предмет, и метод верификации4 любого утверждения об этом предмете должны быть совершенно различными. В нижеследующей таблице в кратком обобщенном виде представлены главные особенности этих систем, касающиеся как их предмета, так и метода проверки достоверности любого утверждения или теоретического обобщения по поводу этого предмета.
Система идеациональной истины веры
Предмет
В основном сверхчувственные и сверхрациональные «проблемы» и «реальности». Бог, дьявол, ангелы, духи; душа, бессмертие, спасение;грех, искупление; воскресение, рай, чистилище, ад и т. п., а также огромное число других проблем того же сорта, что и проблемы Бл. Августина. Могут ли ангелы использовать бесов как своих вестников? Каковы чины ангельские? Соответствуют ли адские муки тяжести содеянных преступлений? И т. д.
Чувственно воспринимаемые и эмпирические явления изучаются лишь в исключительных случаях, да и то не ради них самих, а просто потому, что они — «видимые знаки невидимого мира», символы сверхчувственной реальности. Верховной дисциплиной в такой системе истины всегда является теология как наука о сверхчувственных реальностях. Изложение истины — аподиктическое6 и символическое.
Система идеалистической истины разума
Предмет
Отчасти сверхчувственный, отчасти чувственно-эмпирический. И тот и другой ценятся сами по себе, но ценность знания о чувственно воспринимаемых явлениях носит подчиненный характер по сравнению со знанием о сверхчувственных «реальностях».
Вся система знания, как правило, воплощается здесь в форме идеалистически-рационалистической философии («схоластика» Платона, Аристотеля, Альберта Великого, Фомы Аквинско-го или «схоластика» Упа-нишад и других идеалистических учений Индии, основанных на Ведах), рационалистического и эмпирического знания в рамках современной науки.Последняя реальность мыслится как познаваемая. Изложение истины — диалектическое.
Система чувственной истины ощущении
Предмет
Главным образом мир чувственного восприятия с предпочтением тех явлений, которые изучают естественные науки. Если, например, в сфере психологии, культуры и «аксиологии» обнаруживается, что какой-то аспект явлений не так просто свести к чувственно-материальным формам, то наука сосредоточивается в основном на их чувственно-воспринимаемом аспекте, а «нематериальный» либо.у чорирует, либо обрашае"Ся с ним как с второстепенным и пытается «измерить» его по мерке вне' jhp чувственных феноменальных форм. Отсюда — тенденция к «объективизму», «бихевиоризму»7, «количественным методам», «механицизму». Сверхчувственные реальности объявляются либо несуществующими, либо нерелевантными, либо «непознаваемыми» (критицизм, агностицизм,позитивизм). Естественные науки становятся лидерами как самые совершенные и точные науки; им подражают филосо-
Часть 3. Флуктуация систем истины и знания