Е. Флуктуация истины веры. Шеациональный рационализм, мистицизм, и фидеизм. Истина веры представлена религиозным или идеациональным рационализмом, мистицизмом и фидеизмом. Последние два являют собой эзотерические и крайние формы истины веры, тогда как религиозный рационализм — это умонастроение, лишенное малейшего сомнения или колебания по ее поводу.
Таким образом, истина веры, понимаемая как совокупность религиозного рационализма, мистицизма и фидеизма, господствовала над двумя другими системами истины в изучаемом промежутке времени в следующие периоды:
1) До V в. до н, э., когда религиозный рационализм оценивается в 80,6% по столетиям и от 71 до 90,9% — по двадцатилетиям. В сфере систем истины превалировал религиозный рационализм, влияние эмпиризма было незначительным.
2) С начала нашей эры до конца V в., когда все три течения истины веры характеризуют такие показатели: 97,7% в первом веке; 85,3% во втором; 70,7% в третьем; 84,8% в четвертом: 88,3% в пятом. Но в качественном отношении этот период сильно отличается от предыдущего — до V в. до н. э., поскольку самыми влиятельными были мистицизм и фидеизм. Значит, это был период не безмятежной истины, неподверженной сомнению, а отчаянной «жажды верить», подвергавшейся критическим нападкам со стороны эмпиризма и скептицизма.
3) VI-XII вв. В эти столетия истина веры безраздельно господствовала над истиной чувств и истиной разума, охватывая 100% сферы.
4} XV в. Все три системы истины веры е совокупна:ти оценены в 92,8%. Здесь основные течения истины веры опять представлены главным образом крайними формами мистицизма и фидеизма, а не религиозным рационализмом. Такие йпечатле-ние, что это была последняя отчаянная попытка истины веры сохранить господство перед тем, как начнется ее безостановочный спад, продолжавшийся в течение нескольких последующих столетий вплоть до настоящего времени. Этот спад зафиксирован в табл. 1 и 2 показателями как столетних, так и двадцатилетних периодов. Начиная с XVI в. истина веры во всех ее формах все больше и больше уступает свое лидирующее положение другим системам истины, особенно истины чувств.
Для каждого из двух указанных ниже течений можно выделить следующие периоды небольших подъемов.