Для мистицизма: 1) Время дебюта — примерно в середине IV в. до н. э. (Платон после 385 г., Ксенократ и др.). 2) До и после начала христианской эры (Филон, Фрасилл и др.). 3) С небольшими колебаниями мистицизм усиливался со II до конца IV в. (до 370 г.), сохраняя довольно высокое положение в V-VII вв., после чего исчез, будучи поглощен религиозным рационализмом. Вновь он возник в IX в. и достиг высшей точки в XII в. (Иоанн Скот Эриугена, Максим Исповедник и др.). 4) В XIII в. мистицизм ослабел и снова начал набирать высоту в XIV в., а в XV достиг своего расцвета. В XVI в. его влияние было ощутимым, хотя и в гораздо меньшей степени, чем в XV. 5) Затем были небольшие crescendo19 с 1660 по 1720 г. и с 1780 по 1840г. С 1840г. вплоть до нынешних времен он все более склонялся к упадку.
Высшими точками фидеизма были: 280-240 гг. до н. э.; I-II вв. н. э.; с III по XI в. он уходил на дно, на короткое время всплывал и снова исчез до XIV в. С этого времени фидеизм существует постоянно, но как течение он менее значителен, чем даже скептицизм. Сразу после Французской и других революций конца XVIII в. его роль ненадолго возросла, но вскоре снизилась, и таково положение дел по сей день.
|
|
F. Инверсионная динамика истины веры и атеизма. Логично предположить, что кривая динамики истины веры обратно пропорциональна кривой подъема-упадка атеизма как отрицания Бога (или богов) и сверхъестественного разума — и что атеистическая кривая параллельна истине чувств (эмпиризму и его союзникам: материализму, этике счастья, номинализму, темпо-рализму и т. д.). А.Б. Драхманн в исследовании «Атеизм в древнем язычестве»20 изучает подъем и упадок атеизма; его результаты в обратной пропорции соответствуют выведенной нами кривой движения истины веры и связанным с нею другим кривым (идеализма, этернализма, этики абсолютных принципов, онтологического реализма). До V в. до н. э. мы едва ли можем найти хотя бы одного атеиста среди известных мыслителей, поэтому нет и судебного преследования неверия. Во второй половине V в. упадок религии становится заметным, возникает атеизм, а вместе с ним и уголовное наказание за безбожие (Анаксагор, Диоген Аполлонийский, Гиппон из Регия, Прота-гор, Критий, даже Сократ и др.). Это течение набирает силу в IV, III и отчасти во II вв. до н. э. Начиная со II в. н. э., если не раньше, мы наблюдаем определенные признаки упадка атеизма и подъема религиозности — верований и культов, обращенных к сверхчувственному миру, и прежде всего к Богу (или богам) и
13, Флуктуация систем истины 311
другим трансцендентным ценностям. В течение следующих столетий — в III-IV вв. — атеизм пришел в упадок и практически исчез на все время Средневековья. Таким образом, эта «переменная», которая является частью главных переменных, рассматриваемых в настоящем исследовании, изменяется согласно основным положениям теории идеациональной и чувственной культур.
|
|
Вряд ли нужно добавлять, что параллельно упадку истины веры в конце средних веков, началось распространение атеизма в самых разных формах, и этот процесс с небольшими отклонениями разворачивается вплоть до нашего времени.
G. Флуктуация истины разума. Идеалистический рационализм. Понимаемый как гармоничный синтез истин разума, веры и чувств, где преобладает истина независимого разума (если не de jure, то de facto21), идеалистический рационализм в качестве системы истины схоластического интеллектуализма господствовал на протяжении двух периодов. Первый — примерно в V-IV в. до н. э. в Греции, второй — с конца XII до второй половины XIV вв., с высшей точкой расцвета в XIII в. Рационализм этих периодов (в табл. 1 и 2 он количественно неотличим от религиозного рационализма) был рационализмом идеалистическим. Качественный анализ систем истины будет дан в следующей главе.
Идеалистический рационализм был на подъеме в следующие
периоды:
1) 540-450 гг. до н. э.: пифагореизм, Гераклит, элейская
школа22.
2) Вторая половина V — первая половина IV в. до н. э. (высший его расцвет в Греции). Сократ, Платон, Аристотель, мегарики23 и др.
3) Около 200 г. до н. э.
4) Около 80 г. до н. э.
5) XII, XIII и первая половина XIV в. (высший подъем в истории западной культуры).
6) Первая половина XV в.
7) XVI — первая половина XVII вв.
8) Конец XVIII — начало XIX в. После этого тенденция
пошла вниз.
Н. Пульсация скептицизма и критицизма. Скептицизм как отрицание возможности какой бы то ни было истины появился ь истории греческого миросозерцания сравнительно поздно (примерно в середине V в. до н. э.). Позднее появление этого течения мысли и его сравнительно небольшое значение понятны.
Часть 3. Флуктуация систем истины и знания
Скептицизм достигал точек своего расцвета в периоды: с 460 по 380 гг. дон. э., 180-120 гг. дон. э., около 20 г. дон. э., затем во II в. н. э., вспыхнув в греко-римском мире в последний раз. После III в. н. э., когда была провозглашена эра истины веры, места для скептицизма не осталось, и он исчез, снова появившись на короткое время в XIV в. В XV в. (веке мистицизма и фидеизма), он сошел на нет и возродился в XVI в., существуя с тех пор лишь как второстепенное течение мысли. Начиная с XVI в. усилением влияния скептицизма были отмечены периоды 1520-1540,1560-1600, 1740-1780 гг.
Наблюдая эти тенденции, можно заметить, что скептицизм возникает обычно тогда, когда истина веры склоняется к упадку, а истина разума и особенно истина чувств начинают расти. В этом смысле, по причине своих релятивистских и агностических тенденций, он спутник первых ступеней роста эмпиризма. Тем не менее» когда эмпиризм справляет триумф, скептицизм отступает, хотя и не исчезает совсем, как это бывает в периоды господства истины веры.
Можно также заметить, что периоды вспышек скептицизма, как правило, либо непосредственно предшествуют либо совпадают с периодами великих социальных переворотов и катаклизмов: с Пелопоннесской войной и последующими бедствиями, великими гражданскими войнами в Риме во времена первого и второго триумвиратов; с черной чумой; появлением христианства; с Реформацией; религиозными войнами эпохи Реформации и Лиги; с Великой Французской революцией24.
В качестве третьего факта следует отметить, что как только появляется и усиливается скептицизм, так почти сразу же возникает и усиливается как крайняя реакция на него фидеизм.
Наконец, критицизм (точнее, критическая философия) — это особое ответвление, возникшее в конце XVIII в. в основном благодаря трудам Юма и Канта, причем сразу же оно оказалось довольно мощным. Однако после 1810г. критицизм, подобно многим другим течениям мысли, испытал резкий спад, что было результатом реакции на революционную идеологию. После 1860 г.25 его влияние вновь усилилось и к концу XIX — началу XX в. он превратился в самое мощное, после эмпиризма, течение. По цифрам видно, что его динамика почти противоположна динамике скептицизма. Это свидетельствует о том, что критицизм в некотором смысле является более слабой формой скептицизма и выполняет более мягким образом его функции, поскольку тот в своем чистом виде не может их выполнять в данных психосоциальных условиях.
|
|
13. Флуктуация систем истины 313
I. Интеллектуальные спектры главных периодов.
Сосредоточимся теперь на том, каким на основных этапах изучаемого периода было сознание в целом. Следующие выводы подтверждаются характером интеллектуальных спектров
этих этапов,
1) В Греции до V в. до н. э. вся интеллектуальная сфера представляется преимущественно идеациональной. Господство религиозного рационализма было подавляющим, эмпиризм присутствовал лишь как малозначительная сила; ни скептицизма, ни мистицизма, ни фидеизма, ни критицизма, ни даже идеалистического рационализма не существовало. Это был период уверенности в умонастроении греков, эпоха веры, не знающей сомнений, эпоха спокойной ясности и безмятежной простоты.
2) V в. до н. э., особенно его вторая половина, а также первые две трети IV в. отмечены преобладанием идеалистического рационализма, или истины разума. Истина «схоластического интеллектуализма» (автономного и диалектического разума, в отличие от религиозного рационализма) занимала почти 40% всей интеллектуальной сферы; истина веры по-прежнему признавалась в виде платоновского «божественного безумия»26 или аристотелевской теологии; эмпиризм не только наличествовал, но и имел определенный вес; существовали даже скептицизм, мистицизм и фидеизм, хотя они и были сравнительно слабы.
Все три истины гармонично уживались, более того, органично соединялись в одну систему, а именно — идеалистический рационализм, воздающий истинам веры, разума и чувств suum cuique ". Главной правительницей, если не de jure, то de facto, была диалектика, при помощи которой и на которой основывалась явная власть истины зеры. Интеллектуальный сгц.;тр был на редкость уравновешенным и свободным от какого бы то ни было экстремизма. Ни одно из негативных или крайних течений (скептицизм, фидеизм, мистицизм) не стремилось к господству. Все это доказывает, что в данный период преобладала истина разума.
|
|
Таким образом, культуру и умонастроение V-IV вв. до н. э. следует, по-видимому, считать идеалистическими. Иначе говоря, предположение о наличии корреляции между основными типами культуры и соответствующими главными типами доминирующих систем истины (то есть между идеациональной культурой и истиной веры; идеалистической культурой и истиной разума; чувственной культурой и эмпирической системой истины) вполне подтверждается фактами.
Часть 3. Флуктуация систем истины и знания
3) В следующие столетия — в III-I вв. до н. э. — эмпиризм стал таким же сильным, как и рационализм. Рационализм обоих типов резко пошел на убыль, расцвели негативные и крайние формы истины. Упомянутые выше корреляции указывали на растущий прилив чувственной культуры и приближающийся упадок идеациональной и идеалистической культур в их здоровых и уравновешенных формах; на рост умонастроения отчаяния, склонного к экзотике и эзотерике — короче говоря, на приближение периода великого интеллектуального смятения, распада и переворота. Следующие столетия — с I в. до н. э. по III в. н. э. — характеризуются выходом на арену интеллектуальной жизни римлян. В I-II вв. н. э. возникло христианство и появились христианские мыслители. Интеллектуальный спектр сферы истины в эти века очень интересен и необычен. Что касается греческой ментальное™ (данные, относящиеся к христианским и языческим мыслителям этих столетий, подсчитывались порознь), то эмпиризм и рационализм (в смысле истины разума) пришли в упадок. Их место заняли скептицизм, мистицизм и фидеизм, что свидетельствовало о распаде этой менталь-ности и великом переходе от одной формы культуры и истины к другой, принципиально новой. Преобладали в этот период либо цинический скептицизм, сугубо негативный в своем цинизме, либо эзотерические и крайние системы мистицизма и фидеизма. В известном смысле такое умонастроение является смесью идеационализма, отчасти идеализма и отчасти чувственной истины. У него есть некоторое сходство с идеализмом, но по большому счету оно лишь имитирует его, поскольку подлинный идеализм — это гармоничный идеалистический рационализм.
Уже на примере искусства мы видим, что этот период был, с одной стороны, псевдоидеалистическим, а с другой — цинично-чувственным. Для него характерны приметы беспорядочной смеси искусственного псевдоидеализма с цинизмом, столь типичной для периодов, предвосхищающих упадок чувственной формы культуры и переход к идеациональной форме.
К началу II в. христианская мысль представлена только двумя течениями: крайне воинствующим мистицизмом и религиозным рационализмом. Однако мистицизм был почти вдвое сильнее, чем религиозный рационализм (показатель религиозного рационализма II в. — 32, а показатель мистицизма христианских мыслителей — 61). Это значит, что христианские мыслители почти полностью отрицали чувствен но-эмпирическую (научную) систему истины и принимали в основном истину веры с примесью истины раболепного разума.
13. Флуктуация систем истины 315
Суммарные показатели табл. 1 и 2 для этих двух столетий фиксируют, таким образом, смесь этих двух весьма различных языческих учений с совершенно непохожей на них истиной веры. Языческая мысль была сброшена со счетов в результате трагических событий предыдущего периода. Она отчасти утратила свою веру в истину чувств, равно как и в независимость разума, и обратилась либо к цинизму и скептицизму, либо к фидеизму как искусственной жажде веры и мистицизму как к безнадежной истине веры. Христианская же мысль окончательно порвала с истиной чувств и превратилась в веру в Евангелие, откровение, мистический опыт с незначительной опорой на логику — лишь в той степени, в какой она не противоречит вере и может быть полезна для ее целей. Итак, то было великое крушение систем эмпиризма и идеалистического рационализма, которые прежде занимали господствующее положение.
4) Когда смотришь на показатели интеллектуального спектра следующих двух столетий — III-IV вв., — то первое впечатление таково, что равновесие, разрушенное в предыдущем периоде, отчасти восстановилось; скептицизм и фидеизм практически исчезли; среди язычников возродился эмпиризм (и его разделяли даже некоторые христианские мыслители), популярность рационализма возросла, в основном среди христианских мыслителей; но особенно большое влияние приобрел мистицизм — как среди язычников, так и среди христиан.
5) Мы присутствуем при кончине эмпирико-рационалистиче-ской системы истины и при начале доминирования истины веры, рядом с которой истина разума играет подчиненную роль. В течение одного столетия, может быть чуть больше, это стало ясно; эмпиризм пришел в упадок и исчез. Наступило господсръо истины веры, которая облеклась в прочную форму религиозного рационализма. Она обрела устойчивость и с этого момента больше не нуждалась в таких экстремальных и крайних формах, как фидеизм или эзотерический мистицизм. Мы вступили в эпоху веры, которая ничуть не сомневается ни в Евангелии, ни в Божественной истине. Мы находимся в эпохе нового идеационализма средних веков, когда безраздельно царствует истина веры а человеческий разум выступает в качестве «служанки»28 (не подвергая веру сомнению, а только оправдывая ее и ей служа). Показатели свидетельствуют о том, что такое положение сохранялось около шести веков.
Если когда-либо в истории западной мысли философы (да и Народ в целом) чувствовали, что ими владеет истина, вся истина