Часть 3. Флуктуация систем истины и знания. Есть и другие симптомы того, что будущее «Банка Эмпириче­ской Истины* ненадежно

Есть и другие симптомы того, что будущее «Банка Эмпириче­ской Истины* ненадежно. Уже имеется масса свидетельств над­вигающегося кризиса научной системы истины (понимаемой как истина чувств) и ее упадка. Любая доминирующая система ис­тины начинает разрушаться внутри себя самой. Доверие к науке стало уменьшаться аналогично тому, как в конце Средневеко­вья оно уменьшалось по отношению к системе веры. Многие симптомы этого отмечались в разных местах настоящего иссле­дования. В силу ряда причин мне представляется маловероят­ным, что тенденция к росту эмпиризма и сциентизма сохранит­ся, напротив, рано или поздно она, вероятно, изменится и даже, может быть, сменит направление. И действительно, многие эм­пирические истины общественных и гуманитарных наук, впол­не подтвержденные опытными данными, уже объявлены лож­ными, предательскими и еретическими и заменены догмами и откровениями коммунистов, фашистов, гитлеровцев или демок­ратических вождей. Слова на стене30 уже начинают проступать; они предвещают грядущий закат (временный, а может быть, и долгосрочный) победоносного эмпиризма.

В течение почти двадцати лет, которые прошли после первой публикации «Динамики», этот прогноз полностью подтвердил­ся. Во-первых, создав ядерные и бактериологические средства уничтожения, наука с ее экстремизмом угрожает теперь как бу­дущему человечества, так и будущему самой науки. Если разра­зится новая мировая война, она, вероятно, надолго приостано­вит научное творчество, поскольку будет уничтожена цивилизация и значительная часть населения планеты.

За эти двадцать лет наука со своей эмпирической системой истины претерпела существенное изменение, сделавшее ее не столь эмпирической, материалистической, механистической и детер­министской, какой она была в предыдущем столетии. Согласно современной науке, материя — это не что иное, как конденси­рованная форма энергии, исчезающая при излучении. Матери­альный атом уже разложен более чем на тридцать нематериаль­ных «загадочных, таинственных, непостижимых и непроницаемых» элементарных частиц: электрон и антиэлектрон, протон и анти­протон, фотон, мезон и т. д. или на «подобие волн, превращаю­щиеся в волны вероятности, волны сознания, которые наш мозг проецирует вовне...» Этим волнам, как и тем, что ассоциируют­ся с распространением световых квантов, не нужно никакого субстрата для того, чтобы распространяться в пространстве-времени; для их волнообразного движения не нужна ни жидкая,

13. Флуктуация систем истины 319

ни твердая, ни даже газообразная среда... В области квантовой механики и субатомного мира основные понятия материалис­тической, механистической и эмпирической науки, как то: ма­терия, объективная реальность, время, пространство, причин­ность, больше неприменимы, а свидетельства наших чувств в значительной степени уже заменены в современной науке принципом неопределенностей Гейзенберга31, фантастическими «прыжками квантов», простым изменением связи или — в пси­хосоциальных явлениях — «волюнтаристским» «законом доб­ровольного подчинения», свободного от причинности и случай­ности.

Подобная трансформация произошла и в биологических, психологических и социальных науках. Все это и означает, что сама наука стала гораздо менее чувственной и эмпирической,

чем в XIX в.

Точно так же почти все новые системы философии — как экзистенциализм, интуитивизм, интегрализм, неомистицизм, неореализм, неотомизм, неоведантизм32 существенно отличают­ся от всех форм эмпиризма, материализма, «позитивизма» и других чувственных систем философии.

Эти изменения прекрасно подтверждают прогноз «Динами­ки» относительно грядущего заката господства эмпирической, чувственной системы истины и науки.

J. Принцип ограничения и саморегуляции социокультурных процессов. Если выделить и изучить крупномасштабное сопер­ничество систем в течение трех отдельных периодов и в течение совокупного периода, то суммарные показатели каждого из со­перничающих течений будут такими, как показано в табл. 4.

таблица 4. суммарные показатели социокультурных лроцнчХов

Период Фидеизм Сциентизм Эмпиризи. Рационализм
580 до н.э. — 100 н.э. 100—1500 1500—1900 В целом: 52 132 137 29 113 133 145 1060 264 515 755
       

Ни в этом, ни в одном другом социальном процессе не про­сматривается ни арифметического, ни механического равнове­сия; гем не менее, с учетом того, что длительность всего изучен­ного периода составляет около двадцати пяти столетий и что показатели эти были построены без какой-либо идеи об ариф-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: