«Были теологи, которые могли и не быть философами; но — насколько нам известно — не было философов, которые не были бы теологами»35. «Сознание в Средние века было, по существу, теоцентрическим, а великие средневековые мыслители все до единого были теологами. Как только такая ситуация прекратилась, так, можно сказать, начался Ренессанс»36.
Средневековое мышление отмечено, прежде всего, значительным развитием теологической диалектики в ущерб наблюдению и независимой логике, не подчиненной догматам веры.
Вот почему даже если и приходилось заниматься некоторой информацией о внешнем мире (физикой, геометрией, математикой, астрономией, составлявшими так называемый «квадри-виум», или вторую ступень обучения; начальную же ступень, или «тривиум», составляли грамматика, диалектика и риторика37), то эту информацию всегда преподносили как «сочетание вопросов и аргументов философии с теологическими вопросами и аргументами»38.
Сказанное в одинаковой степени относится к таким текстам, как народные религиозные песнопения, Букварь, Псалтырь, «Энциклопедия» Исидора Севильского, «О чудесах» («De Mirabilibus») Августина Гибернийского, «О порядке творения» («De ordine») Псевдо-Исидора, «История» Беды Достопочтенного, «О Вселенной» («De Universe») Рабана Мавра, «Глоссарий» Страбона, «Об образе мира» («De imagine mundi») Гонория, «Суммулы» («Summulae logicales») Петра Испанского, «Бракосочетание Филологии и Меркурия», учебники Доната, «Сентенции» Петра Ломбардского, «Утешение философией» («Consolations») Боэция, некоторые грамматики и прочие тексты, которые широко использовались в течение нескольких столетий без малейших изменений, как, например, сочинения Исидора Севильского.
В логической связи с решительным преобладанием истины веры стоит чрезвычайное малое число открытий в естественных науках и технологических изобретений. В VII, VIII, IX, X и XI вв. число открытий и изобретений составляло — соответственно по векам — всего лишь четыре, четыре, шесть, семь, восемь. Поскольку сознание было обращено к сверхчувственному миру, то к изучению мира чувственного — физико-химическим и биологическим наукам — проявлялся незначительный интерес. Вот почему в течение этих столетий, пока доминировала истина веры, в естественных науках был достигнут весьма небольшой прогресс.
14. Качественная сторона флуктуации систем истины и знания 335
Другой особенностью средневекового сознания был, как уже отмечалось, символизм. В связи с этим здесь достаточно будет добавить, что символизм Средневековья не был случайностью. Поскольку реальность (Бог) сверхчувственна и нематериальна, она не может быть описана иначе как при помощи символов, являющихся «чувственными, или видимыми знаками невидимого и сверхчувственного мира»39. Отсюда неизбежно следует, что любая система знания, основанная на истине веры, должна быть символической.
Таким образом, истина веры царила около шести или семи столетий. Когда в V и VI вв. она сделалась доминирующей, эмпиризм, скептицизм и фидеизм почти полностью исчезли. Теперь, когда истина веры восторжествовала и не вызывала сомнений, надобность в иных течениях отпала. Истина веры прочно утвердилась и была несомненной и абсолютной.
В отличие от «мистицизма отчаяния», мистицизм раннего Средневековья был настолько уравновешен и умерен, что мистиков того периода без каких-либо особенных затруднений можно было бы причислить к основному течению теологического рационализма. В таком случае логично предположить, что мистицизм в то время почти и не существовал.
Если принять во внимание все эти факторы, то монолитное единогласие и единообразие системы истины и сознания в период с VI по XII в. станут совершенно понятны. Это была поистине эпоха непоколебимой, несомненной, абсолютно надежной веры. Не было ни сомнений, ни неуверенности, никакой внутренней дисгармонии и никакого конфликта в душе. Не было дуализма: с одной стороны — религия, с другой — наука и философия, поскольку наука и философия были изгнаны и над всем царила вера.
Этот же период — с VI по XII в. — знаменуется в сфере искусства как преимущественно идеациональный. Таким образом, искусство и истина оказываются здесь опять-таки логически и фактически интегрированными: обе категории являются идеа-Циональными.
Далее полностью подтверждается и мое второе предположение, а именно: в период господства идеациональной истины Веры, когда истина чувств играет незаметную роль или вовсе не существует, прогресс научных открытий и изобретений или значительно замедляется, или прекращается, или даже превращайся в регресс.