Часть 3. Флуктуация систем истины и знания. Что касается божественного знания, или истины веры, то прак­тически почти вся «Сумма против язычников» («Summa contra Gentiles»)

Что касается божественного знания, или истины веры, то прак­тически почти вся «Сумма против язычников» («Summa contra Gentiles»), а также многие главы «Суммы теологии» — в частно­сти, последний раздел второй части, посвященный Вере и Даро­ванной Благодати, и другие главы — являются систематическим доказательством существования такого рода истины. Вот в чем сущность этой теории:

«В мнениях, высказываемых нами о Боге, содержится двоя­кого рода истина. Некоторые мнения, истинные в отношении Бога, абсолютно недоступны человеческому разуму — напри­мер, что Бог един и в то же время состоит из трех лиц. Однако есть и другие мнения, которые можно постигнуть даже и есте­ственным разумом — например, что Бог существует, что Бог один и другие подобные им истины, которые даже философы наглядно доказали, будучи ведомы светом естественного разу­ма... То, что некоторые божественные истины превышают спо­собность человеческого разума, — это совершенно очевидно... поскольку наше интеллектуальное знание берет начало из ощу­щений. Таким образом, вещи, не являющиеся объектами чув­ственного восприятия, не могут быть постигнуты человеческим интеллектом, если только знание о них получено не из ощуще­ний, а другим путем. Соответственно некоторые божественные истины доступны человеческому уму, а другие превосходят силу человеческого разумения»42.

Б следующих главах Фома Аквинский показывает, «что те вещи, которые не могут быть открыты разумом, даны человеку просто как предмет веры. Сама Божественная мудрость, облада­ющая абсолютным знанием всех вещей, соблаговолила открыть человеку тайны мудрости Божией... истину Его учения и наития, [предсказанные] многочисленными оракулами и пророками».

В «Сумме теологии» эта истина веры так именно и называется: «истина веры», а названием «мудрость» Фома Аквинский как бы отделяет ее от интеллектуально-чувственного познания, настой­чиво подчеркивая, что эта «божественная мудрость», или «исти­на веры», гораздо более достоверна, чем знание, полученное бла­годаря интеллекту, и по сравнению с ним является высшей44.

Из всего выше сказанного основа учения Фомы Аквинского о знании вполне понятна, и не вызывает сомнения тот факт, что это идеалистический рационализм в моем понимании этого тер­мина. Все три вида истины гармонично слиты воедино. Чтобы не осталось какой-нибудь неясности, Фома Аквинат еще и еще

14. Качественная сторона флуктуации систем истины и знания 339

раз подчеркивает, что «истина веры» никоим образом не проти­воречит чувственно-интеллектуальной истине, но дополняет ее и выводит на более высокий уровень истины божественной.

«Невозможно, чтобы вышеупомянутая истина веры проти­воречила тем принципам, которые разум познает естественным путем». И наоборот: «Те вещи, которые естественным образом внушены человеческому разуму, не могут быть противопостав­лены истине [христианской веры]. Истина разума не противо­стоит истине Христианской Веры»45.

Такова эта система идеалистического рационализма, являю­щаяся западноевропейским вариантом платоно-аристотелевс-

кой системы.

Таким образом, наш краткий обзор величайшей и самой вли­ятельной теории истины, господствовавшей в рассматриваемый период, вполне подтверждает ожидания и предположения, выс­казанные в начале этой части нашего исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: