Что касается божественного знания, или истины веры, то практически почти вся «Сумма против язычников» («Summa contra Gentiles»), а также многие главы «Суммы теологии» — в частности, последний раздел второй части, посвященный Вере и Дарованной Благодати, и другие главы — являются систематическим доказательством существования такого рода истины. Вот в чем сущность этой теории:
«В мнениях, высказываемых нами о Боге, содержится двоякого рода истина. Некоторые мнения, истинные в отношении Бога, абсолютно недоступны человеческому разуму — например, что Бог един и в то же время состоит из трех лиц. Однако есть и другие мнения, которые можно постигнуть даже и естественным разумом — например, что Бог существует, что Бог один и другие подобные им истины, которые даже философы наглядно доказали, будучи ведомы светом естественного разума... То, что некоторые божественные истины превышают способность человеческого разума, — это совершенно очевидно... поскольку наше интеллектуальное знание берет начало из ощущений. Таким образом, вещи, не являющиеся объектами чувственного восприятия, не могут быть постигнуты человеческим интеллектом, если только знание о них получено не из ощущений, а другим путем. Соответственно некоторые божественные истины доступны человеческому уму, а другие превосходят силу человеческого разумения»42.
|
|
Б следующих главах Фома Аквинский показывает, «что те вещи, которые не могут быть открыты разумом, даны человеку просто как предмет веры. Сама Божественная мудрость, обладающая абсолютным знанием всех вещей, соблаговолила открыть человеку тайны мудрости Божией... истину Его учения и наития, [предсказанные] многочисленными оракулами и пророками»4Э.
В «Сумме теологии» эта истина веры так именно и называется: «истина веры», а названием «мудрость» Фома Аквинский как бы отделяет ее от интеллектуально-чувственного познания, настойчиво подчеркивая, что эта «божественная мудрость», или «истина веры», гораздо более достоверна, чем знание, полученное благодаря интеллекту, и по сравнению с ним является высшей44.
Из всего выше сказанного основа учения Фомы Аквинского о знании вполне понятна, и не вызывает сомнения тот факт, что это идеалистический рационализм в моем понимании этого термина. Все три вида истины гармонично слиты воедино. Чтобы не осталось какой-нибудь неясности, Фома Аквинат еще и еще
14. Качественная сторона флуктуации систем истины и знания 339
раз подчеркивает, что «истина веры» никоим образом не противоречит чувственно-интеллектуальной истине, но дополняет ее и выводит на более высокий уровень истины божественной.
|
|
«Невозможно, чтобы вышеупомянутая истина веры противоречила тем принципам, которые разум познает естественным путем». И наоборот: «Те вещи, которые естественным образом внушены человеческому разуму, не могут быть противопоставлены истине [христианской веры]. Истина разума не противостоит истине Христианской Веры»45.
Такова эта система идеалистического рационализма, являющаяся западноевропейским вариантом платоно-аристотелевс-
кой системы.
Таким образом, наш краткий обзор величайшей и самой влиятельной теории истины, господствовавшей в рассматриваемый период, вполне подтверждает ожидания и предположения, высказанные в начале этой части нашего исследования.