Часть 3. Флуктуация систем истины и знания. лигии под сомнение была взята достоверность разума и самой науки

лигии под сомнение была взята достоверность разума и самой науки. Люди, «после того как они все испробовали и исследова­ли, убедились, что нет ничего прочного и устойчивого во всем этом хаосе наук и ворохе разнородных накопленных знаний, что все это суета» — таково motto Мишеля Монтеня53. Религия — недостоверна; наш разум — тоже недостоверен; наука, равно как и философия, полны фантастических глупостей, которые при­ходят и уходят, как мода; истина соседствует с ложью; в процес­се познания едва ли можно установить хотя бы вероятность.

Затем и Кант (1724-1804), со своим критицизмом, внес оп­ределенный вклад в дальнейшее развитие скептицизма, посколь­ку он, по меньшей мере, доказывал, что подлинная реальность сама по себе непознаваема и даже неизвестно, существует ли она или нет. Тем самым Кант подготовил почву для агностицизма, позитивизма, «фикционализма» (философии als ob — «как если бы»56), конвенционализма (понятие «научности» носит услов­ный и конвенциональный характер), релятивизма и, наконец, прагматизма и иллюзионизма.

Такого рода поток должен был породить свое «противо­ядие» — фидеизм. Как известно, он и появился почти сразу же после оживления скептицизма, став его alter ego. С тех пор фиде­изм постоянно на сцене. Он почти равен скептицизму по силе воздействия на умы и довольно точно, лишь с небольшим отста­ванием, повторяет его флуктуации, служа ему «противовесом».

VIII. ТРИУМФ ИСТИНЫ ЧУВСТВ

Однако вышеупомянутые тенденции носили вторичный ха­рактер. Главной же оставался нарастающий прилив эмпириз­ма, сопровождавшийся столь же нарастающим валом научных открытий. Этот прилив шел с некоторыми незначительными флуктуациями: он временно замедлялся в конце XVI—начале XVII в. (в период Контрреформации57 и аскетического протес­тантизма), затем — в начале XVIII в. (реакция против филосо­фии Просвещения) и начале XIX в. {реакция против идей Рево­люции), но эти замедления были временными и второстепенными. В течение прошлых четырех столетий эмпи­ризм сохранял тенденцию к постоянному росту, пока, наконец, в начале XX в. он не достиг уникального беспрецедентного уров­ня, заняв почти 53% в совокупности всех систем истины. Рост и приумножение важных научных открытий и изобретений так-

14, Качественная сторона флуктуации систем истины и знания 345

же достигли небывалого предела. Наступила настоящая эра ис­тины чувств, которая по своему могуществу, глубине и блеску едва ли имеет аналог в других культурах и других эпохах. Сциен­тизм стал на самом деле самым заметным и самым существен­ным признаком нашей ментальное™.

В свете вышеизложенного становится понятным, почему мы склонны считать, что существует лишь одна система истины — научная, а все, что находится вне ее, в особенности истина веры или разума, является либо «суеверием», либо «необоснованной спекуляцией». Не случайно многие служители церкви пытаются в наше время создать «научную религию», преобразовать номиналь­но христианскую веру в нечто подобное науке — до такой степе­ни, что в их «научной религии», или «либеральном христианстве», мало чего остается (если вообще остается) от христианства и его догматов. Понятно также, почему центр интеллектуальной жиз­ни переместился с церковного амвона в университетскую лабора­торию или учебный класс; почему мы в большинстве своем смот­рим на науку как на единственное средство, способное разрешить наши индивидуальные и социальные трудности; почему многие считают науку всесильной панацеей — такой же как Бог в глазах верующих. Точно так же как в эпоху истины веры имя Бога при­сутствовало везде, так и в наше время наука — в сознании и на устах у всех — от шарлатанов и торгашей до ученых и школяров. Если что-нибудь называется «научным» — пусть даже мыло, пуд­ра, автомобильная смазка, или хотя бы консервы для собак, — это звучит для нас такой же музыкой, как слово «ортодокс» в эпоху веры. «Ненаучный» — наоборот, звучит так же уничижи­тельно, как слова «еретический», «святотатственный» и '<богохуль-ственный» в период раннего Средневековья.

Многие другие характеристики общественного сознания, вы­текающие из этой доминирующей системы истчкы, являются на самом деле ее простыми логическими элементами. Подобно тому как сознание, в котором господствует вера, ощущает и рассматривает чувственно воспринимаемый мир как иллюзию, так и эмпирическое сознание рассматривает и ощущает сверх­чувственный мир как всего лишь заблуждение.

Точно так же как сознание, подчиненное истине веры, все одухотворяет — даже материальные неорганические явления с их движениями или метаморфозами, так и сознание, подчинен­ное истине чувств (которое, по определению, воспринимает и может воспринимать только материальные явления), все мате-

346 Часть 3. Флуктуация систем истины и знания

риализуетдаже духовные явления, такие как человеческая душа. Эмпиризм, материализм, механицизм и детерминизм по­ложительно ассоциируются и сопутствуют друг другу. Точно так же идут рука об руку истина веры, идеализм, индетерминизм и антимеханицизм.

Этим объясняется, почему в периоды, когда господствует эм­пиризм, наблюдается склонность интерпретировать даже такие явления, как сознание и психика человека, идеи, чувства, веро­вания, а также и саму духовную культуру, «механистически», «материалистически», «детерминистски», «бихевиористски», «физиологически», «психоаналитически». Все подобные «меха­нистические» интерпретации человека и культуры, не оставля­ющие в человеке ничего божественного или духовного или хотя бы не рефлекторно-животного, в такие времена процветают и считаются исключительно «научными».

Не только все эти, но и сотни других особенностей нашего мен­талитета становятся вполне понятными в свете господствующей ныне системы истины. Б способах постижения истины и научной методологии бросаются в глаза такие особенности, как количе­ственный подход и измерение всего, в том числе и того, что не может быть измерено: интеллекта, души, качественных ценностей и т. п, Не случайно, что еще в XVII в. была создана «социальная физика», которая все духовные, культурные и прочие нематериальные фе­номены изучала modo mathematico sive geometrico59, точно таким же способом и с помощью тех же самых принципов, которые в физике используются для изучения материи.

С тех пор непрерывно происходила трансплантация мето­дов физико-химических и математических наук в сферы психо­логии, социологии, истории, религии, культуры, искусства и т. д., что продолжается и по сей день. Роль мышления как такового в процессе научного исследования и открытия истины стала счи­таться все менее значительной. Зато «технике» отводится пер­востепенная роль.

Если применяемая «техника» правильна, то даже идиот смо­жет сделать свой вклад в науку — такое широко распространен­ное мнение подтверждается непрекращающимися разговорами о научной и прочей технике, которые ведутся и сейчас и в тече­ние последних четырех веков. Соответственно роль аналитичес­кой и синтетической работы мышления как такового стала при­нижаться.

14. Качественная сторона флуктуации систем истины и знания 347

Спутников подобной ментальное™ великое множество и в других сферах социальной жизни. Об этом свидетельствуют крупные денежные затраты на школы, университеты, лаборато­рии и научные исследования. Об этом же говорит и усиление позиции ученых и исследователей. Они, а также бесчисленные «эксперты» и члены «мозговых трестов» стали реальной влас­тью, осуществляющей политический, социальный и прочий кон­троль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: