Е. Каким бы строгим ни было вышеописанное соотношение, оно не является абсолютным. Кривые, описывающие динамику систем истины, и кривые, описывающие динамику исследуемых здесь течений, не одинаковы. Если сравнить кривые, изображенные на диаграммах 19 и 20, то обнаружится множество второстепенных отклонений. Такие второстепенные различия мы уже встречали, когда рассматривали другие социокультурные переменные. Этот факт означает для нас две важные вещи.
1) В интегрированных культурах социокультурная мен-тальносгь в очень высокой степени логична; факты, представленные в нашем исследовании, действительно соответствуют логическим выводам, вытекающим из природы каждой рассмотренной переменной. Мыслители, подчеркивающие нелогичность человеческого сознания, допускают большую промашку, если речь идет о ментальностях тех культур, которые здесь исследуются.
2) Упомянутые отклонения означают, что ментальность культур и мыслителей, которые ее воплощают, нельзя назвать строго логичной. Это было бы так, если бы не было подобных отклонений, но поскольку они есть, их наличие и степень расхождения между абсолютной корреляцией, выведенной логическим путем, и явной, но не абсолютной связью, которая фактически существует между исследуемыми культурными переменными, служит доказательством, а в каком-то смысле и мерой нелогичности мен-тальностей интегрированных культур. До некоторой степени нелогичными являются и интегрированные культуры. Поскольку мы имеем дело с логической интеграцией, даже внутри составных частей различных форм общественной мысли логическая интеграция не обязательно должна абсолютно совпадать с интеграцией причинной. Это объясняется, как говорилось выше, запасом иммунитета и автономности, который имеет любая система (в том числе и система мышления), что позволяет ей жить собственной жизнью в рамках определенной автономии. Возможно, причиной тому является также неполнота наших данных.
F. Из других выводов, которые можно сделать на основе полученных данных, заслуживают упоминания следующие. В учебниках по истории философии и науки обычно пишут, что родоначальником номинализма был У. Оккам м, что это течение, в отличие от реализма, представляет единственную научную точку зрения в рассматриваемой области, что проблема, о которой идет речь, впервые поставлена средневековыми схоластами и
является исключительно средневековой. Но судя по нашим данным, проблема эта вечная. Она существовала задолго до Средних веков, имеет место в настоящее время и будет существовать в будущем. Далее. Мы видим, что номинализм возродился гораздо раньше, чем обычно предполагается: уже в 1080-1100 гг. он составлял 15% от общего числа всех трех течений. Данные показывают, что номинализм, эмпиризм и научные открытия растут одновременно, хотя их связь далеко не совершенна. И, что еще важнее, после XV в. концептуализм усиливался намного быстрее, чем номинализм, и представлял собой течение гораздо более могущественное, чем обычно считается.
G. Наконец, если подсчитать число представителей, а также значимость каждого течения за все время исследуемого периода и за время его отдельных главных частей, то получатся результаты, нашедшие отражение в табл. 22.
таблица 22. динамика развития номинализма, концептуализма и реализма
Число представителей | Показатели значимости | |||||
£ | £ | |||||
S | П | Е | ||||
Период | (Ч i | s г | 5 г*> | F1 | | £ | о |
S | Щ Я | s | V | а | ||
S | в | £ | X | п | ||
о | о | Ф | е | О | IV | |
X | ^ | 0. | Я | ^ | а. | |
540 дон. э-— 100 н.э. | ||||||
100—600 | ||||||
600—1500 | ||||||
1500—1900 | 538* | 5"j | ||||
1900—1920 | Г,3 | |||||
В целом: |
* Светский и религиозный реализм в совокупности.
Числа, представленные в ней, интересны в нескольких отношениях. Мы видим, что из трех течений самым влиятельным — как по числу представителей, так и по значимости — был реализм. Это хорошее предостережение от чрезмерной переоценки номинализма для его чересчур страстных сторонников. Одна-к°> если объединить номинализм и концептуализм, обнаружит-ся странное равновесие двух течений за весь период; по числу представителей номинализм и концептуализм составляют вмес-Те 695, а реализм — 851; по влиятельности первые два течения