Часть 3. Флуктуация систем истины и знания. Эта проблема неизбежна во все времена, независимо от того, хотим мы ее решать или нет

Эта проблема неизбежна во все времена, независимо от того, хотим мы ее решать или нет. Исследование флуктуации мысли в данной области есть не что иное, как исследование одной из са­мых фундаментальных и вечных проблем, касающихся челове­ческого мышления, науки и систем истины.

Второй вопрос заключается в следующем: имеет ли эта про­блема отношение к главным системам истины и соответственно к идеациональному и чувственному типам культуры? Рассуждая де­дуктивным образом, мы, по-видимому, вправе предположить оп­ределенную взаимосвязь между ними. По логике вещей господ­ство системы истины веры должно сопровождаться господством реализма, системы истины чувствгосподством номинализма, а господство системы истины разумагосподством концептуа­лизма, сопровождаемым течениями умеренного реализма и умерен­ного номинализма. Причины такой связи суть следующие: посколь­ку истина веры нацелена на вечную реальность и поскольку реальность мыслится как сверхчувственная, то универсалия в ре­ализме — это вечная реальность, открывающаяся истине веры. Мир платоновских идей, форм Аристотеля и последняя реальность разных мыслителей также являются той реальностью, которая открывается истине веры. Соответственно, даже в этом феноме­нальном или эмпирическом мире реальность родовых «сущ­ностей», «понятий» или «универсалий» более важна для исти­ны веры, чем реальность единичных эмпирических явлений. Короче говоря, логико-онтологический реализм и истина веры логически согласуются и соответствуют друг другу; поэтому, если человеческое мышление развивается логично хоть в ка­кой-то степени, оно должно обнаружить это соотношение и эту связь.

Точно так же истина чувств (эмпиризм) и номинализм яв­ляются близнецами по своей логической природе. Оба утвер­ждают, что нам доступен лишь мир ощущений, а в нем доступ­ны восприятию лишь единичные объекты и не дано никаких универсалий. Для обоих nihil esse in intellectu, quod non fueri prius in sensul2.

Наконец, поскольку истина разума является в каком-то смыс­ле соединением обеих крайних систем истины и поскольку кон­цептуализм тоже занимает промежуточное положение между номинализмом и реализмом и в этом смысле тоже является их соединением, следует ожидать, что между ними существует не­кая связь.

Флуктуация «первых принципов»: Ш. Реализм и номинализм


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: