Эта проблема неизбежна во все времена, независимо от того, хотим мы ее решать или нет. Исследование флуктуации мысли в данной области есть не что иное, как исследование одной из самых фундаментальных и вечных проблем, касающихся человеческого мышления, науки и систем истины.
Второй вопрос заключается в следующем: имеет ли эта проблема отношение к главным системам истины и соответственно к идеациональному и чувственному типам культуры? Рассуждая дедуктивным образом, мы, по-видимому, вправе предположить определенную взаимосвязь между ними. По логике вещей господство системы истины веры должно сопровождаться господством реализма, системы истины чувств — господством номинализма, а господство системы истины разума — господством концептуализма, сопровождаемым течениями умеренного реализма и умеренного номинализма. Причины такой связи суть следующие: поскольку истина веры нацелена на вечную реальность и поскольку реальность мыслится как сверхчувственная, то универсалия в реализме — это вечная реальность, открывающаяся истине веры. Мир платоновских идей, форм Аристотеля и последняя реальность разных мыслителей также являются той реальностью, которая открывается истине веры. Соответственно, даже в этом феноменальном или эмпирическом мире реальность родовых «сущностей», «понятий» или «универсалий» более важна для истины веры, чем реальность единичных эмпирических явлений. Короче говоря, логико-онтологический реализм и истина веры логически согласуются и соответствуют друг другу; поэтому, если человеческое мышление развивается логично хоть в какой-то степени, оно должно обнаружить это соотношение и эту связь.
|
|
Точно так же истина чувств (эмпиризм) и номинализм являются близнецами по своей логической природе. Оба утверждают, что нам доступен лишь мир ощущений, а в нем доступны восприятию лишь единичные объекты и не дано никаких универсалий. Для обоих nihil esse in intellectu, quod non fueri prius in sensul2.
Наконец, поскольку истина разума является в каком-то смысле соединением обеих крайних систем истины и поскольку концептуализм тоже занимает промежуточное положение между номинализмом и реализмом и в этом смысле тоже является их соединением, следует ожидать, что между ними существует некая связь.
Флуктуация «первых принципов»: Ш. Реализм и номинализм