продолжение табл. 23
| Крайний сингуляризм — индивидуализм | Сингуляризм — универсализм | Универсализм — сингуляризм | Универсализм | ||||||||||||||||||||||
| Период | ё | £ о | я Ь | л и | £ о | я U | е | £ е | « И | j b | £ е | ||||||||||||||
| э о. | о £ | я | I | о s | V | S а | в X | 1 | о s | i | |||||||||||||||
| Е IS | г | t | = '3 | т | Е « | н | S « | у | U | ||||||||||||||||
| 0 и | я | о | n * | я | о 2 | я | A V | я | |||||||||||||||||
| И | к n | в | и | сч | я п | 5g | a я | и | §§ | гч | К с^ | ||||||||||||||
| is | и а | JU | Is | И | §^ | li | м S | !$ | ii | м а | (|$ | ||||||||||||||
| 1260—1280 | |||||||||||||||||||||||||
| 1280—1300 | |||||||||||||||||||||||||
| 1300—1320 | i | ||||||||||||||||||||||||
| 1320—1340 | |||||||||||||||||||||||||
| 1340—1360 | |||||||||||||||||||||||||
| 1360—1380 | |||||||||||||||||||||||||
| 1380—1400 | I | ||||||||||||||||||||||||
| 1400—1420 | I | 12,5 | |||||||||||||||||||||||
| 1420—1440 | |||||||||||||||||||||||||
| 1440—1460 | |||||||||||||||||||||||||
| 1460—1480 | 55,5 | ||||||||||||||||||||||||
| 1480—1500 | |||||||||||||||||||||||||
| Крайний сингуляризм — индивидуализм | Сингуляризм — коллективизм | Сингуляризм — универсализм | Универсализм — сингуляризм | ||||||||||||||||||||||
| Период | я и | j Ы | в о | я ь | j Ь | о 1-о | я | л и | в U. о | я Е | -а CJ | в" в | |||||||||||||
| я | о | и | Ч | е | ч | О | U •^ | в | |||||||||||||||||
| V а | £ | а | V а. | Е X | § | В о. | Е •Е | а | а | s S | О> | ||||||||||||||
| й '£ | г | н | в « | У | и | Е IX | у | ^ | Е « | ^ | |||||||||||||||
| a v | я | е | о £ | я | о | а ш | Я | в | - 01 | я | |||||||||||||||
| 5 5 | X | ЧР | S Ч | s | _ Ч | д | ° е | ||||||||||||||||||
| ¥ | (Ч | п ** | СЧ | ЕС | Ft 3 | к | Ч и | X | я | ||||||||||||||||
| * £ Т я | X | !$ | V & * 5 3- а | X a | |# | и С S S 3- = | м | £# | *Ё Т а | fl X a | §# | ||||||||||||||
| 1500—1520 | У | I | |||||||||||||||||||||||
| 1520—1540 | |||||||||||||||||||||||||
| 1540—1560 | |||||||||||||||||||||||||
| 1560—1580 | |||||||||||||||||||||||||
| 1580—1600 | 3,4 | 1,4 | 1,4 | 31,4 | |||||||||||||||||||||
| 1600—1620 | I | ||||||||||||||||||||||||
| 1620—1640 | I | I | |||||||||||||||||||||||
| 1640—1660 | |||||||||||||||||||||||||
| 1660—1680 | |||||||||||||||||||||||||
| 1680—1700 | |||||||||||||||||||||||||
| 1700—1720 | I | ||||||||||||||||||||||||
| 1720—1740 | I | ||||||||||||||||||||||||
| 1740—1760 | |||||||||||||||||||||||||
| 1760—1780 | |||||||||||||||||||||||||
| 1780—1800 | |||||||||||||||||||||||||
| 1800—1820 | I | ||||||||||||||||||||||||
| 1820—1840 | |||||||||||||||||||||||||
| 1840—1860 | |||||||||||||||||||||||||
| 1860—1880 | 8,5 | ||||||||||||||||||||||||
| 1880—1900 | |||||||||||||||||||||||||
| 1900—1920 | |||||||||||||||||||||||||
18. Флуктуация «первых принципов»: IV. Универсализм и сингуляризм 433
продолжениетабл. 23
| Мистическое единение отдельных личностей | Все разновидности сингуляризма | Все разновидности универсализма | Мистическое единение | |||||||||||||||||||||
| редста- 1 | ИМОСТЬ I | целого, 1 | редста- | нмость | целого, | редста- | ИМОСТЬ ' | целого, | |редста- | имость | целого, | |||||||||||||
| с * | у | и | Е IX | *г | h | Е >Х | г | и | = >я | т | е | |||||||||||||
| is | я РЧ | о к | м 5 я» | я (*» | е к | М | я гч | е ЕЕ £•! | м | я в n | о к В{ | |||||||||||||
| «t- 5 * У № | к а | !# | • а Т S | и а | !* | Ii | и а | §£ | ii | * а | §^ | |||||||||||||
| i | ||||||||||||||||||||||||
| i | ||||||||||||||||||||||||
| 18,5 | 81,5 | 18,5 | ||||||||||||||||||||||
| 29,5 | 70,5 | 29,5 | ||||||||||||||||||||||
| Мистический | Все разновид- | Все разновид- | Мистический | |||||||||||||||||||||
| Универсализм | союз отдель- | ности сингуля- | ности универ- | союз | ||||||||||||||||||||
| ных личностей | ризма | сализма | ||||||||||||||||||||||
| j | о | р | ^ | о" | , | л | 9 | , | л | g" | СЁ! | j | £ | |||||||||||
| Р | р- | U е | £ | и | L, е | | | и | L. в | Р (j | и | U О | Р | н-о | о | ||||||||||
| О | о | Я | е | S | е | S | е Е | S | S | е S | S | |||||||||||||
| £ Л | I | Е | 4» ^ | S X | Of о. | s | о. | X | я | а | X | S | ||||||||||||
| С IS | с В" | h | Е IX | в- | f- | Е IX | т | »- | S IX | У | ь | Е IX | г | и | ||||||||||
| Число вителе | Их зна' | с к d^ | Число внтеле | я X ГЧ « а | о к S* | i Число внтеле | Их зна | о я |# | Число | внтелс | я X (Ч М а | о в §# | 1 Число | вител* | л ГЧ X a | К d^ | ||||||||||
| С | ||||||||||||||||||||||||
| 51,4 | 6,2 | 5Ь | 82,8 | |||||||||||||||||||||
| ч! | ||||||||||||||||||||||||
| 3,5 | 42,5 | 3,5 | ||||||||||||||||||||||
П А- Сорокин
434 Часть 3. Флуктуация систем истины и знания
таблица 24. динамика сингуляризма, универсализма и мистического союза
ПО 100-ЛЕТНИМ ПЕРИОДАМ
18. Флуктуация «первых принципов»; IV. Универсализм и сингуяяризм 435
| Крайний син-гулнризм — индивидуализм | Сингуляризм — коллективизм | Сингуляризм — универсализм | Универсализм — сингу-ляризм | |||||||||
| я | JS | £ | я | . | s' | а | л | • | И | £ | ||
| Период | ь п | и О | а i | ь Ч | е | о s | Ь ч | Ь е | о | п | о | о 5 |
| о> С. | Е S | W | £ | £ | = | и а | В | а» | к | Ж В | i | |
| в « | ^ | в >х | у | в >в | г | ^ | В >8 | |||||
| о И | я | О | о В | я | е S | я | в | я | ||||
| S! | (Ч | « | И | к п | я | S? | В п | R Ч | §| | в | к | |
| = £ | И | Q | в g | И | Q | В в | И | в й | в С | ^ | X | |
| У ш | а | КО | Т а | S | Ч^ | У в | S | У ш | S | |=[е£ | ||
| 600— 500 дон. э. | ||||||||||||
| 500-^100 | ||||||||||||
| 400—300 | ||||||||||||
| 300—200 | ||||||||||||
| 200—100 | ||||||||||||
| 100—0 | ||||||||||||
| 0—100 н.э. | I | И | ||||||||||
| 100—200 | ||||||||||||
| 200—300 | 3,5 | |||||||||||
| 300—400 | 0,5 | |||||||||||
| 400—500 | ||||||||||||
| 500—600 | ||||||||||||
| 600—700 | ||||||||||||
| 700— £00 | ||||||||||||
| 800—900 | 14 | |||||||||||
| 900—1000 | 1 | |||||||||||
| 1000—1100 | ||||||||||||
| 1100—1200 | ||||||||||||
| 1200—1300 | ||||||||||||
| 1300—1400 | ||||||||||||
| 1400—1500 | ||||||||||||
| 1500—1600 | ||||||||||||
| 1600—1700 | ||||||||||||
| 1700—1800 | ||||||||||||
| 1800—1900 |
С Мистико-социологический интегрализм. Третье течение в исследуемой нами области — мистический интегрализм. Во многих отношениях он близок как к умеренным формам универсализма, так и сингуляризма. Тем не менее он не совпадает ни с одним из них и обладает некоторыми специфическими особенностями, которые позволяют рассматривать его как третье течение sui generis8. Он стремится создать гармоничный синтез индивидуалистического сингуляризма и универсализма. В плане онтологическом он предполагает, что и общество и индивид существуют реально. Индивид — это единичное воплощение социальной реальности. Общество — это «универсалия» всех индивидов, «пронизывающая» их всех; это условие, без которого существование индивида невозможно. Универсалия «пронизыва-
| Мистический | Все разновид- | Все разновид- | Мистический | |||||||||||
| Универсализм | союз отдель- | ности сингуля- | ности универ- | союз | ||||||||||
| ных личностей | ризма | сализма | ||||||||||||
| я | £ | S | Ё | л | В | & | Л | в" | £ | S | Ё | £ | S | |
| н | с | о | П | Ь | о | ь | ^ | о | ст | ^ | е | ^ | ^ | о |
| а | S | I | I | i | | | I | I | X | о я | и | ||||
| в « | п | В | в а о и | я | 1 | в '£ | я | в 'и | F | В | в 'е | я | В | |
| 1? | К м | к | if | м | в | п | (Ч | к | SI | В | В | 5 z | В | п |
| S я | ^4 | э | в £ | ^ | Q | И | Q | и | А | х в | м | А | ||
| f Л | |=ге£ | У a | a | ц;е£ | 5- а, | а | ц;е£ | У а | S | СС^ | у S | S | ets£ | |
| 9,5 | ||||||||||||||
| 0,5 | ||||||||||||||
| !5 | ||||||||||||||
ет» их всех, наподобие энтелехии9, и является родовой сущностью каждого индивида. Поэтому синтез индивидуализма и универсализма достигается, как считает это течение, не м жнисти-чески, не благодаря тому, что ценность или реальность индивида попросту присовокупляется к ценностям и реальности общества, а интимно, мистически, внутренне — в том смысле, что подлинная реализация личности каждого отдельного человека достигается за ^ет его свободных творческих усилий, направленных на реализацию абсолютных и всеобщих ценностей ради них самих, из бескорыстной любви к ним. Поскольку эти абсолютные и универсальные ценности воплощаются в надындивидуальной культуре и °оществе, их реализация оказывается вместе с тем и реализацией обЩественных целей и ценностей. Когда индивид совершает та-






