. флуктуация «первых принципов»: IV. Универсализм исингуяяризм 427
но с точки зрения этики он признает приоритет и превосходство ценностей коллектива над ценностями индивида. Он утверждает поэтому, что индивид и его интересы должны быть подчинены интересам общественного блага, что индивид должен быть, так сказать, растворен в коллективе. Здесь мы видим особое сочетание онтологического сингуляризма с этической «регламентацией», превращающей индивида в представителя рабочего класса, члена коммунистической партии, фашистской или гитлеровской организации, представителя дворянства, религиозного сообщества, государства и т. д. Отсюда — коллективистский син-гуляризм: salus populi (то есть группы, которая претендует на исключительность) становится suprema lex. Всех индивидов, которые против этого, можно и должно подчинить и даже уничтожить, если это необходимо. Будучи в каком-то смысле коллективистской, доминирующая группа с онтологической точки зрения остается сингуляристской. Подчинение и уничтожение совершается во славу определенного сообщества, остающегося скоплением взаимодействующих индивидов, каждый из которых экзистенциально существует отдельно от других и представляет собой отдельный атом. За этим скоплением не стоит никакая социальная реальность или другая сущность. Этически, опять-таки, это один из вариантов этики счастья, зачастую в самой грубой, чистой материалистической и гедонистической ее форме.
|
|
Три вышеназванные подвида охватывают почти все типы социологического сингуляризма.
В. Социологический универсализм. В противоположность социологическому сингуляризму социологический универсализм утверждает, что общество — это нечто гораздо большее, чем простая совокупность индивидов, взаимодействующих или не взаимодействующих друг с другом, а также что в плане онтологическом существует некая социальная сущность, которая охватывает все индивиды внешне и в то же время пронизывает их внутренне, что напоминает позицию реализма в отношении «универсалий» и понятий.
Эта социальная реальность есть социологическая «универсалия», существующая как в транссубъективном социальном мире, так и в нашем сознании. Из таких предпосылок естественно вытекает, что общество — это надындивидуальная и надсин-гуляристская система, живущая своей собственной органической жизнью (но не жизнью организма) и имеющая свой собственный модус существования, не сводимый к существованию индивидов.
Из онтологической позиции, занимаемой социологическим универсализмом, логически вытекает, что с точки зрения этики общество является не вторичной и не производной ценностью, а ценностью высшей, которую — несмотря на сингуляристские ценности — надо охранять, о которой надо заботиться и оказывать ей содействие. Основные разновидности социологического универсализма можно разбить на два типа.
|
|
1) Крайний социологический универсализм. Он рассматривает индивида просто как часть общественного целого, всего лишь орган или даже часть органа, который как таковой не может онтологически автономно существовать. С точки зрения этики эта теория рассматривает индивида как ценность частичную, которая гораздо ниже ценности общества как целого.
2) Умеренный социологический универсализм. Разделяя фундаментальные принципы универсализма, он допускает некоторую независимую реальность индивида и его ценность. Иногда некоторые представители данного направления считают реальность и ценность индивида равной реальности и ценности общества. Такого рода ученые незаметно переходят в разряд сторонников концепции «мистического единения индивидов».
Следовало бы предположить (и это предположение убедительно подтверждается фактами), что большая часть универсалистов соглашается — в плане этическом — с этикой абсолютных принципов (см. ниже). Для оправдания какого-либо политического, религиозного или общественного порядка, а также ограничения индивида они обычно ссылаются на абсолютные принципы — религиозные, нравственные, философские и иные — и на основании их требуют подчинения индивида, ограничения его притязаний и свобод и даже принесения его жизни в жертву. Часто универсалисты заявляют, что ценности сингуляристлшс, в том числе и жизнь индивида, вещи малозначительные по срйвнению с императивами абсолютных этических требований, предписанными Богом, правительством, диктатором, Римским Папой или каким-нибудь другим авторитетом. В этом плане они нередко сходятся близко со сторонниками коллективистского сингуляризма. И те и другие не выступают против регламентации, навязанной им теми, кого они считают своими авторитетами. И те и Другие цепляются за принцип «salus populi suprema lex», независимо от того, являются ли они членами коммунистической партии, инквизиции, теократического общества или же диктаторами.