Флуктуация «первых принципов»: VII. Концепции процессов

Такова основная христианская концепция, которой придер­живались в течение всего Средневековья. Для подобного эсха­тологически настроенного сознания вся эмпирическая история мира и человечества была в общем-то несущественна — как не­что чисто временное и преходящее.

Наряду с этой концепцией и отчасти переплетаясь с ней (на­сколько это касалось эмпирической истории, умещающейся между крайними точками), существовало другое течение, кото­рое истолковывало развитие земного мира как процесс главным образом цикличный или бессистемно волнообразный. В извест­ном смысле оно продолжало традиции древних астрологичес­ких учений о циклах.

Ранние Отцы Церкви прекрасно осознавали несовместимость христианской веры с идеей вечного возвращения, вечного раз­рушения и возрождения Вселенной и всего, что в ней содержит­ся, о чем учили теории Великого Года. Прекрасно понимали они и несовместимость христианства с астрологией, с ее учением об абсолютной предопределенности жизни человека и всей миро­вой истории. Поэтому и Василий Великий, и Ориген, и св. Гри­горий, и Блаженный Августин — все они были противниками и цикличной теории Великого Года, и астрологического утверж­дения об абсолютной зависимости человека от небесных светил и их расположения на небе и приложили немало усилий, чтобы их опровергнуть.

И тем не менее даже Блаженный Августин признавал влияние солнца и небесных светил на физическое состояние людей. Еще больше заимствований из древних астрологических учений о циклах у таких Отцов Церкви, как Климент Александрийский, Минуций Феликс, Арнобий, отчасти даже Ориген, епя.;коп Фео-Дор и некоторых других. Это течение сохранилось и в более по­зднее время — отчасти в виде неастрологических концепций Циклов и периодичностей, отчасти же соединяясь с астрологи­ческими учениями об annus magnus и других, более коротких, периоличностях и явно пропитавшись их духом.

«Псевдо-Климентины»34 (в латинском переводе — «Узнания» [«Recognitiones»]), «О чудесах Св. Писания» («De mirabilibus Sacrae Scripturae») Августина Гибернийского (ок. 660 г. н. э.), сочинения Иоанна Златоуста, Петра Абеляра, Иоанна Скота Эриугены, Гуго Сен-Викторского, Роджера Бэкона, Аделярда Датского, Гильома из Конша, Бернара Сильвестра, Даниэля из, Роджера из Херефорда, Александра Неккама (считав-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: