циклом народ добродетелен и счастлив в те периоды, когда династия переживает подъем и достигает своего зенита; когда же она склоняется к упадку, народ становится агрессивным и вырождается. То же самое происходит со всей культурой и социокультурной жизнью. Эта концепция — не что иное, как частное выражение общего принципа бесконечного чередования Инь и Ян. Она подтверждает наше предположение, вытекающее из общей оценки китайской культуры, которая, согласно нашей терминологии, является отчасти идеациональной, а отчасти — смешанной.
Относительно линейной и смешанной концепций, которые следовало бы ожидать найти в конфуцианстве и других более чувственных течениях китайской культуры, наши предположения, по-видимому, тоже подтвердятся. Конфуцианская теория трех стадий, по мнению многих, несомненно является линейной теорией прогрессивной эволюции. Согласно этой теории, человечество в процессе своего развития проходит три главные стадии. Первая — стадия беспорядка, с присущей ей анархией, непрекращающимися войнами, примитивными условиями жизни, отсутствием действенного социального контроля и прочими характерными чертами «первобытного общества». Вторая — стадия кратковременного успокоения, для которой характерны такие институты, как семья, частная собственность, и такие явления, как эгоизм, социальная нестабильность и прочие свойства «капиталистического общества». Третья — стадия великого подобия, отмеченная социальной гармонией, почти полным отсутствием частной собственности, всеобщей взаимной благосклонностью и почтительностью18.
|
|
Принимая во внимание влиятельность конфуцианства в истории китайской культуры, философии и менталитета, мы приходим, таким образом, к выводу, что высказанное нами предположение вполне подтверждается.
С. Вавилонская культура. Ее история и характер слишком мало известны19, чтобы мы решились применить к ней нашу гипотезу. С некоторой осторожностью можно, однако, отметить тот факт, что концепция цикличного развития мировой истории, по-видимому, и здесь тоже была доминирующей. Хотя этот факт сам по себе вполне достоверен, некоторые сомнения остаются по поводу того, рассматривались ли эти циклы механистически — как простая закономерность астрономически-астрологического характера чувственно воспринимаемого мира — или же они считались еще и проявлениями абсолютной духовной
21. Флуктуация «первых принципов»: VII. Концепции процессов 473
реальности. Первая из этих альтернатив представляется более вероятной, чем вторая, интерпретирующая вавилонские цикличные теории в идеациональном смысле. Такой вывод подтверждается и характером самих этих теорий, которые основаны главным образом на чисто астрологических и астрономических данных и трактуют циклы (насколько позволяют судить об этом сохранившиеся источники) как имманентную закономерность движения небесных тел и чувственно воспринимаемого мира как
|
|
такового.
Характерные особенности древневавилонских цикличных концепций, описывающих процесс мирового развития, известны нам в основном по греческим и римским источникам — в частности, по сочинению Бероса20.
Основные теории, разработанные древними вавилонянами в интересующей нас области, суть следующие. Прежде всего это учение о «великом годе» [annus magnus] — цикле «мирового года», который переживает Вселенная, равно как и человечество. Ф. Кюмон излагает его так:
«Существование Вселенной происходит в течение ряда "великих годов", каждый из которых имеет свое лето и свою зиму. Лето наступает, когда все планеты максимально приближаются друг к другу и могут одновременно наблюдаться в созвездии Рака, что приводит ко всемирному пожару; зима приходит, когда все планеты воссоединяются в созвездии Козерога, в результате чего возникает всемирный потоп. Каждый из этих космических циклов — продолжительностью, согласно самым авторитетным подсчетам, в 432 000 лет — в точности воспроизводит предыдущий.
Звезды, снова заняв то же самое положение, должны оказать на Вселенную то же самое воздействие. Это вавилонское учение, будучи предвосхищением идеи "вечного возвращенья'', открытием которой так гордился Ф. Ницше21, пользовалась во времена Античности большой популярностью и в преобразованном виде, так или иначе, дожила до эпохи Возрождения»22.
Поскольку вавилонские концепции предполагали зависимость дел человеческих от расположения звезд и созвездий, отсюда следует, что каждый из этих циклов является вместе с тем и определенным циклом в ходе развития человеческого рода. Смешанный и в значительной степени чувственный характер мен-тальности вавилонской культуры связан с «механико-астрологическими» концепциями цикличного развития мирового процесса и, возможно, существования человечества. С учетом этих оговорок пример данной культуры, по-видимому, не противоречит предположениям, высказанным в этой главе.