Часть 3. Флуктуация систем истины и знания. циклом народ добродетелен и счастлив в те периоды, когда ди­настия переживает подъем и достигает своего зенита; когда же она склоняется к упадку

циклом народ добродетелен и счастлив в те периоды, когда ди­настия переживает подъем и достигает своего зенита; когда же она склоняется к упадку, народ становится агрессивным и вы­рождается. То же самое происходит со всей культурой и социо­культурной жизнью. Эта концепция — не что иное, как част­ное выражение общего принципа бесконечного чередования Инь и Ян. Она подтверждает наше предположение, вытекающее из общей оценки китайской культуры, которая, согласно на­шей терминологии, является отчасти идеациональной, а отчас­ти — смешанной.

Относительно линейной и смешанной концепций, которые следовало бы ожидать найти в конфуцианстве и других более чувственных течениях китайской культуры, наши предположе­ния, по-видимому, тоже подтвердятся. Конфуцианская теория трех стадий, по мнению многих, несомненно является линейной теорией прогрессивной эволюции. Согласно этой теории, чело­вечество в процессе своего развития проходит три главные ста­дии. Первая — стадия беспорядка, с присущей ей анархией, не­прекращающимися войнами, примитивными условиями жизни, отсутствием действенного социального контроля и прочими характерными чертами «первобытного общества». Вторая — стадия кратковременного успокоения, для которой характерны такие институты, как семья, частная собственность, и такие яв­ления, как эгоизм, социальная нестабильность и прочие свой­ства «капиталистического общества». Третья — стадия вели­кого подобия, отмеченная социальной гармонией, почти полным отсутствием частной собственности, всеобщей взаимной бла­госклонностью и почтительностью18.

Принимая во внимание влиятельность конфуцианства в ис­тории китайской культуры, философии и менталитета, мы при­ходим, таким образом, к выводу, что высказанное нами предпо­ложение вполне подтверждается.

С. Вавилонская культура. Ее история и характер слишком мало известны19, чтобы мы решились применить к ней нашу ги­потезу. С некоторой осторожностью можно, однако, отметить тот факт, что концепция цикличного развития мировой исто­рии, по-видимому, и здесь тоже была доминирующей. Хотя этот факт сам по себе вполне достоверен, некоторые сомнения оста­ются по поводу того, рассматривались ли эти циклы механисти­чески — как простая закономерность астрономически-астроло­гического характера чувственно воспринимаемого мира — или же они считались еще и проявлениями абсолютной духовной

21. Флуктуация «первых принципов»: VII. Концепции процессов 473

реальности. Первая из этих альтернатив представляется более вероятной, чем вторая, интерпретирующая вавилонские цик­личные теории в идеациональном смысле. Такой вывод подтвер­ждается и характером самих этих теорий, которые основаны главным образом на чисто астрологических и астрономических данных и трактуют циклы (насколько позволяют судить об этом сохранившиеся источники) как имманентную закономерность движения небесных тел и чувственно воспринимаемого мира как

такового.

Характерные особенности древневавилонских цикличных концепций, описывающих процесс мирового развития, извест­ны нам в основном по греческим и римским источникам — в частности, по сочинению Бероса20.

Основные теории, разработанные древними вавилонянами в интересующей нас области, суть следующие. Прежде всего это учение о «великом годе» [annus magnus] — цикле «мирового года», который переживает Вселенная, равно как и человечество. Ф. Кюмон излагает его так:

«Существование Вселенной происходит в течение ряда "вели­ких годов", каждый из которых имеет свое лето и свою зиму. Лето наступает, когда все планеты максимально приближаются друг к другу и могут одновременно наблюдаться в созвездии Рака, что приводит ко всемирному пожару; зима приходит, когда все пла­неты воссоединяются в созвездии Козерога, в результате чего воз­никает всемирный потоп. Каждый из этих космических циклов — продолжительностью, согласно самым авторитетным подсчетам, в 432 000 лет — в точности воспроизводит предыдущий.

Звезды, снова заняв то же самое положение, должны оказать на Вселенную то же самое воздействие. Это вавилонское учение, будучи предвосхищением идеи "вечного возвращенья'', откры­тием которой так гордился Ф. Ницше21, пользовалась во време­на Античности большой популярностью и в преобразованном виде, так или иначе, дожила до эпохи Возрождения»22.

Поскольку вавилонские концепции предполагали зависи­мость дел человеческих от расположения звезд и созвездий, от­сюда следует, что каждый из этих циклов является вместе с тем и определенным циклом в ходе развития человеческого рода. Сме­шанный и в значительной степени чувственный характер мен-тальности вавилонской культуры связан с «механико-астроло­гическими» концепциями цикличного развития мирового процесса и, возможно, существования человечества. С учетом этих оговорок пример данной культуры, по-видимому, не про­тиворечит предположениям, высказанным в этой главе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: