Часть 3. Флуктуация систем истины и знания

D. Период с III в. до н. э. по III в. н. э. представляет собой в этом отношении, как и в других областях культуры, пеструю картину — отчасти благодаря возвышению эллинистических научных центров, как, например, Александрия, отчасти же по причине упадка материковой Греции и последовавшего затем вторжения римской культуры в общую панораму. В результате мы имеем все еще остающиеся неразвитыми «прогрессивно-ли­нейные» концепции и оживившиеся цикличные теории или тео­рии случайного волнообразного развития, которые разрабаты­вали стоики, неоплатоники и представители других школ.

В то же самое время начинают появляться отчасти регрес­сивные, а отчасти катастрофически звучащие теории конца све­та. Наконец, еще более осложнило общую картину христианс­кое учение. Среди греков по-прежнему были в ходу «эклектичные прогрессивно-линейные» учения (Филемон, Мосх, Афиней, По-либий, Диодор Сицилийский и др.), а у римлян появились почти такие же эклектичные теории Лукреция, Цицерона, Варрона, Вергилия (отчасти), Горация, Грация Фалиска, Витрувия, Ма-нилия, Плиния Старшего, Галена, Цельса и др. За исключением Плиния Старшего, чья линейно-прогрессивная теория четко выражена в его знаменитом афоризме: «Пусть никто не теряет надежду, что наступят лучшие времена»26, — никто из перечис­ленных мыслителей не разрабатывал какой-либо последователь­ной теории прогрессивно-линейного развития. Все у них было эклектично и в каком-то смысле непоследовательно. На ход раз­вития многих социальных процессов они смотрели с цикличес­кой точки зрения, как, например, Полибий, с его концепцией цикличной смены форм правления27. Это течение продолжало существовать и после начала нашей эры — по крайней мере, вплоть до IV в. (Макробий и др.). По-видимому, это было выра­жением чувственно-оптимистической ментальности того периода.

Вторым течением, существовавшим бок о бок с этим, была ожившая (не без влияния восточной астрологии) и постепенно спиритуализировавшаяся цикличная концепция. Она нашла себе сторонников среди стоиков, неоплатоников, неопифагорей­цев и некоторых гностиков (Зенон, Клеанф, Хрисипп, Посидо-ний, Сенека и поздние стоики; Плутарх, Плотин, Порфирий, Нигидий, Апулей, Прокл, Асклепий, Немезий, Манилий, Цензо-рин, Цельс, Филон, Клавдий Птолемей, Гален, Юлий Фирмик Матери, Тимон Магн, Бардезанес и др.). Все они верили в суще-

21. Флуктуация «первых принципов»: V7/. Концепции процессов

ствование как Цикла Великого Года, так и нескольких более ко­потких циклов. Следует, однако, заметить, что в период с III в. до н. э. по первые века н. э. цикличная концепция принимала все более духовные формы, пока наконец в теориях Плотина и других неоплатоников, а также и гностиков циклы чувственно воспринимаемой Вселенной не превратились в проявления Ми­ровой Души или Мирового Разума.

Третьим течением, не слишком заметным в III-II вв. до н. э., была «эклектически-регрессивная» теория ожидаемого или уже наступившего упадка человечества. Она носила главным обра­зом форму сравнения настоящего с прошлым, особенно дале­ким прошлым — конечно, не в пользу настоящего — и рассмат­ривала путь, избранный человечеством, как дорогу, ведущую вниз. Некоторые не оставляли надежды на то, что в будущем наступит какое-то улучшение, но это была второстепенная тема их сочинений. Представителями этой теории являются Гигин, Овидий, Тибулл, Стаций, авторы «Герметического свода», свя­щенной книги «Асклепий»28 и др.

Ранние христиане, со своими апокалиптическими веровани­ями в Конец Света, считавшие настоящее невыносимым, были, наверное, крайними приверженцами такой концепции, с той лишь разницей, что они дополнили ее своей эсхатологической верой в пришествие Иисуса Христа и наступление Царства Бо-жия.

Таким образом, в эти переходные столетия, особенно в пе­риод со II в. до н. э. по IV в. н. э., мы обнаруживаем сосуще­ствование трех течений: одно из них по-прежнему отражает еще не исчезнувший оптимизм уходящей чувственной культу­ры и пользуется особой популярностью в III в. до.*. э. — 1в. н. э., когда упадок этой культуры был егце не столь заметен; другое — полно пессимизма и предчувствий приближающего­ся конца; третье — циклическое течение — выражает надеж­ду на возрождение и усиление наступающей идеациональной культуры.

Е. С победой христианства, то есть после IV в. н. э., наступа­ет идеациональная фаза европейской культуры. Основные из­менения в исследуемой нами области таковы: 1) возникновение особой эсхатологической концепции истории мира и истории человечества; 2) почти полное исчезновение линейно-прогрес­сивных, а также и линейно-регрессивных концепций; 3) господ­ство концепций цикличного развития светской истории, раз-

478 Часть 3. Флуктуация систем истины и знания

ворачивающейся между двумя временными точками существова­ния мира и рода человеческого^ понимаемыми в духе эсхатологии. Что касается «полной» истории мира и человеческого рода, то относительно ее христианское учение заняло особую позицию. Во-первых, эмпирический мир и длительность его существования во времени, равно как и само время, имея начало (тертуллианов-ское natum et factum29), обречены иметь и конец. Во-вторых, ис­ходная точка истории и финальная одинаково рассматриваются как прекрасные мгновения: Эдем Адама и Евы — вначале и Цар­ство Божие — в конце, после Страшного суда. Промежуточное звено, то есть, собственно говоря, вся человеческая история, ко­торая протекает между Грехопадением и Страшным судом, рас­сматривалась как нечто бесконечно испорченное. В означенном греховном continuum'e вполне возможны относительные подъе­мы и падения, некие решающие и «прогрессивные» моменты, но, тем не менее, никакая линейная тенденция — ни прогрессивная, ни регрессивная, — которая сохранялась бы в течение всего пе­риода, отмеченного этими двумя крайними точками, не допуска­лась и даже не предполагалась.

Вся история «града земного» носит чисто временной харак­тер. Человечество неуверенными шагами преодолевает неустой­чивый переходный период. «Все твари земные претерпевают из­менения, находятся в состоянии возникновения и уничтожения». Ни одно их стремление не может увенчаться счастьем. Не дает его и богатство. «Человек добродетельный, хоть он и находится в рабстве, — свободен, напротив, злой, хоть и царствует, — раб»эо. Земные царства суть не что иное, как «большие разбой­ничьи шайки»31, великие империи — такие же бандиты, только масштабом покрупнее, а цари земные — тоже, в сущности, бан­диты и грабители. Истинные христиане в этом мире — всего лишь странники. Место их постоянного пребывания — Град Божий.

«Град тот вечен. В нем никто не рождается, потому что ник­то не умирает. В нем истинное и полное счастие — не богиня, а дар Божий. Оттуда получили мы залог веры, обнадеживающий нас в то время, но странствуя, мы вздыхаем о красоте его. Там не восходит солнце над добрым и злым, но солнце правды сияет одним только добрым»32.

«Вот то, чем будем мы без конца. Ибо какая иная цель наша, как не та, чтобы достигнуть царства, которое не имеет кон­ца?.. Аминь»33.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow