D. Период с III в. до н. э. по III в. н. э. представляет собой в этом отношении, как и в других областях культуры, пеструю картину — отчасти благодаря возвышению эллинистических научных центров, как, например, Александрия, отчасти же по причине упадка материковой Греции и последовавшего затем вторжения римской культуры в общую панораму. В результате мы имеем все еще остающиеся неразвитыми «прогрессивно-линейные» концепции и оживившиеся цикличные теории или теории случайного волнообразного развития, которые разрабатывали стоики, неоплатоники и представители других школ.
В то же самое время начинают появляться отчасти регрессивные, а отчасти катастрофически звучащие теории конца света. Наконец, еще более осложнило общую картину христианское учение. Среди греков по-прежнему были в ходу «эклектичные прогрессивно-линейные» учения (Филемон, Мосх, Афиней, По-либий, Диодор Сицилийский и др.), а у римлян появились почти такие же эклектичные теории Лукреция, Цицерона, Варрона, Вергилия (отчасти), Горация, Грация Фалиска, Витрувия, Ма-нилия, Плиния Старшего, Галена, Цельса и др. За исключением Плиния Старшего, чья линейно-прогрессивная теория четко выражена в его знаменитом афоризме: «Пусть никто не теряет надежду, что наступят лучшие времена»26, — никто из перечисленных мыслителей не разрабатывал какой-либо последовательной теории прогрессивно-линейного развития. Все у них было эклектично и в каком-то смысле непоследовательно. На ход развития многих социальных процессов они смотрели с циклической точки зрения, как, например, Полибий, с его концепцией цикличной смены форм правления27. Это течение продолжало существовать и после начала нашей эры — по крайней мере, вплоть до IV в. (Макробий и др.). По-видимому, это было выражением чувственно-оптимистической ментальности того периода.
|
|
Вторым течением, существовавшим бок о бок с этим, была ожившая (не без влияния восточной астрологии) и постепенно спиритуализировавшаяся цикличная концепция. Она нашла себе сторонников среди стоиков, неоплатоников, неопифагорейцев и некоторых гностиков (Зенон, Клеанф, Хрисипп, Посидо-ний, Сенека и поздние стоики; Плутарх, Плотин, Порфирий, Нигидий, Апулей, Прокл, Асклепий, Немезий, Манилий, Цензо-рин, Цельс, Филон, Клавдий Птолемей, Гален, Юлий Фирмик Матери, Тимон Магн, Бардезанес и др.). Все они верили в суще-
21. Флуктуация «первых принципов»: V7/. Концепции процессов
ствование как Цикла Великого Года, так и нескольких более копотких циклов. Следует, однако, заметить, что в период с III в. до н. э. по первые века н. э. цикличная концепция принимала все более духовные формы, пока наконец в теориях Плотина и других неоплатоников, а также и гностиков циклы чувственно воспринимаемой Вселенной не превратились в проявления Мировой Души или Мирового Разума.
|
|
Третьим течением, не слишком заметным в III-II вв. до н. э., была «эклектически-регрессивная» теория ожидаемого или уже наступившего упадка человечества. Она носила главным образом форму сравнения настоящего с прошлым, особенно далеким прошлым — конечно, не в пользу настоящего — и рассматривала путь, избранный человечеством, как дорогу, ведущую вниз. Некоторые не оставляли надежды на то, что в будущем наступит какое-то улучшение, но это была второстепенная тема их сочинений. Представителями этой теории являются Гигин, Овидий, Тибулл, Стаций, авторы «Герметического свода», священной книги «Асклепий»28 и др.
Ранние христиане, со своими апокалиптическими верованиями в Конец Света, считавшие настоящее невыносимым, были, наверное, крайними приверженцами такой концепции, с той лишь разницей, что они дополнили ее своей эсхатологической верой в пришествие Иисуса Христа и наступление Царства Бо-жия.
Таким образом, в эти переходные столетия, особенно в период со II в. до н. э. по IV в. н. э., мы обнаруживаем сосуществование трех течений: одно из них по-прежнему отражает еще не исчезнувший оптимизм уходящей чувственной культуры и пользуется особой популярностью в III в. до.*. э. — 1в. н. э., когда упадок этой культуры был егце не столь заметен; другое — полно пессимизма и предчувствий приближающегося конца; третье — циклическое течение — выражает надежду на возрождение и усиление наступающей идеациональной культуры.
Е. С победой христианства, то есть после IV в. н. э., наступает идеациональная фаза европейской культуры. Основные изменения в исследуемой нами области таковы: 1) возникновение особой эсхатологической концепции истории мира и истории человечества; 2) почти полное исчезновение линейно-прогрессивных, а также и линейно-регрессивных концепций; 3) господство концепций цикличного развития светской истории, раз-
478 Часть 3. Флуктуация систем истины и знания
ворачивающейся между двумя временными точками существования мира и рода человеческого^ понимаемыми в духе эсхатологии. Что касается «полной» истории мира и человеческого рода, то относительно ее христианское учение заняло особую позицию. Во-первых, эмпирический мир и длительность его существования во времени, равно как и само время, имея начало (тертуллианов-ское natum et factum29), обречены иметь и конец. Во-вторых, исходная точка истории и финальная одинаково рассматриваются как прекрасные мгновения: Эдем Адама и Евы — вначале и Царство Божие — в конце, после Страшного суда. Промежуточное звено, то есть, собственно говоря, вся человеческая история, которая протекает между Грехопадением и Страшным судом, рассматривалась как нечто бесконечно испорченное. В означенном греховном continuum'e вполне возможны относительные подъемы и падения, некие решающие и «прогрессивные» моменты, но, тем не менее, никакая линейная тенденция — ни прогрессивная, ни регрессивная, — которая сохранялась бы в течение всего периода, отмеченного этими двумя крайними точками, не допускалась и даже не предполагалась.
Вся история «града земного» носит чисто временной характер. Человечество неуверенными шагами преодолевает неустойчивый переходный период. «Все твари земные претерпевают изменения, находятся в состоянии возникновения и уничтожения». Ни одно их стремление не может увенчаться счастьем. Не дает его и богатство. «Человек добродетельный, хоть он и находится в рабстве, — свободен, напротив, злой, хоть и царствует, — раб»эо. Земные царства суть не что иное, как «большие разбойничьи шайки»31, великие империи — такие же бандиты, только масштабом покрупнее, а цари земные — тоже, в сущности, бандиты и грабители. Истинные христиане в этом мире — всего лишь странники. Место их постоянного пребывания — Град Божий.
|
|
«Град тот вечен. В нем никто не рождается, потому что никто не умирает. В нем истинное и полное счастие — не богиня, а дар Божий. Оттуда получили мы залог веры, обнадеживающий нас в то время, но странствуя, мы вздыхаем о красоте его. Там не восходит солнце над добрым и злым, но солнце правды сияет одним только добрым»32.
«Вот то, чем будем мы без конца. Ибо какая иная цель наша, как не та, чтобы достигнуть царства, которое не имеет конца?.. Аминь»33.