«{Правителями станут люди] неотесанные, с необузданным нравом, склонные ко лжи и злонамеренные. Они будут убивать женщин, детей и [священных] коров, отнимать имущество у своих подданных. Власть их будет непрочной: они будут быстро ее добиваться и так же скоро терять... жизни их будут короткими, а желания — ненасытными. Набожности у них почти не будет. Земля будет почитаться только за сокровища, сокрытые в ее недрах... Бесчестие станет всеобщим средством к существованию... дерзость и самонадеянность придут на смену учености... Брак будет заключаться по взаимному согласию... Таким образом, эпоха Кали будет процессом непрерывного разрушения — до тех пор пока род человеческий не придет к собственному уничтожению...»!3
И вот тогда появится Брахман, наделенный сверхчеловеческими способностями. Он уничтожит «всех воров и всех тех, чьи души нацелены на беззакония. После чего он восстановит праведность на земле». Затем очистившееся и очнувшееся человечество даст начало новой породе людей, которые будут соблюдать законы века Криты (или «совершенного века»). Таким образом, цикл снова возвращается к веку Криты, после чего повторяется периодически. Наконец, источники дают описание и краткосрочного — пятилетнего — периода, в течение которого повторяются разные политические и религиозные события.
|
|
С некоторыми вариациями эта концепция мирового развития, равно как и человеческой истории, прослеживается на протяжении всей истории индийской мысли, начиная с самых древних времен и кончая новейшей эпохой.
В целом концепция носит цикличный характер. Правда, внутри долговременных циклов имеются более короткие фазы (наподобие «четырех веков»), в течение которых временно проявляется линейная тенденция — такая, как, например, тенденция к вырождению и упадку в век Кали. Но это, повторяю, только временные фазы более длительных, вечно повторяющихся циклов, заканчивающихся самым длительным «природно-стихий-ным» циклом растворения всего материального мира в нематериальном духе и последующей новой материализации духа в чувственно воспринимаемые формы.
Таким образом, вышесформулированное предположение о связи идеационального умонастроения с преобладанием цикличной концепции или концепции бесконечного волнообразного развития мира и человеческой истории на примере индийской культуры (а также на примере буддизма и джайнизма) вполне подтверждается.
21. Флуктуация «первых принципов»: VII. Концепции процессов 471
В. Китайская культура, будучи отчасти идеациональной (древнекитайская философия и даосизм), а отчасти смешанной (конфуцианство), показывает нам пример сосуществования цикличной концепции или концепции бесцельно повторяющегося и волнообразного развития с концепцией, которая носит отчасти линейный и даже прогрессивно-линейный характер. Цикличная концепция бесконечного волнообразного развития мира, а также и человеческой истории сформулирована прежде всего в рамках наиболее фундаментальной теории вечного ритма Инь и Ян14 и затем в преобладающей и почти повсеместной «цикличной» точке зрения традиционной китайской историографии на возвышение и падение различных правящих династий, на ритм интеграции и дезинтеграции Китая, на смену периодов благосостояния страны и депрессии, ее процветания и упадка, мира и войны и т. п. Все эти и многие другие процессы флуктуации в конце концов являются не чем иным, как особыми разновидностями ритма Инь и Ян. Учение о нем наложило свой отпечаток на китайскую историографию, философию истории, космогонию, на все сферы китайской мысли: науку, философию,
|
|
религию и этику.
Безнадежной была бы попытка охарактеризовать здесь все те сложные и многообразные значения, которые имеют Инь и Ян и
их ритм.
«Антитеза Инь и Ян не означает, что это две противоположные субстанции, или две силы, или два начала. Это просто антитеза двух символов, имеющих гораздо более широкое значение, чем какое бы то ни было из вышеприведенных понятий»15.
Будучи таковыми, они противоположны друг другу и в то же время неотделимы один от другого. Одно начало имманентно содержит в себе другое, порождает его.
«Абсолют движется и порождает Ян [огонь, солнечный диск ч т. п. символы]. Достигнув своей высшей точки, движение прекращается. Из этого состояния покоя возникает Инь [клубя-Щиеся облака, застилающие солнце, вода и другие символы]; а когда покой достигает своего высшего предела, снова начинается движение. Таким образом, мы поочередно имеем то движе-ние, то покой»16.
Это Первоначало действует в течение всей вечности. Все со-
Циальные процессы тоже носят цикличный характер. «Динас-
тии основываются, достигают своего зенита, переживают упа-
д°к, исчезают... История показывает, что одни и те же причины
Меют одинаковые следствия»17. Параллельно с династическим