Часть 3. Флуктуация систем истины и знания. «{Правителями станут люди] неотесанные, с необузданным нравом, склонные ко лжи и злонамеренные

«{Правителями станут люди] неотесанные, с необузданным нравом, склонные ко лжи и злонамеренные. Они будут убивать женщин, детей и [священных] коров, отнимать имущество у своих подданных. Власть их будет непрочной: они будут быстро ее добиваться и так же скоро терять... жизни их будут коротки­ми, а желания — ненасытными. Набожности у них почти не бу­дет. Земля будет почитаться только за сокровища, сокрытые в ее недрах... Бесчестие станет всеобщим средством к существо­ванию... дерзость и самонадеянность придут на смену ученос­ти... Брак будет заключаться по взаимному согласию... Таким образом, эпоха Кали будет процессом непрерывного разруше­ния — до тех пор пока род человеческий не придет к собствен­ному уничтожению...»!3

И вот тогда появится Брахман, наделенный сверхчеловечес­кими способностями. Он уничтожит «всех воров и всех тех, чьи души нацелены на беззакония. После чего он восстановит пра­ведность на земле». Затем очистившееся и очнувшееся человече­ство даст начало новой породе людей, которые будут соблюдать законы века Криты (или «совершенного века»). Таким образом, цикл снова возвращается к веку Криты, после чего повторяется периодически. Наконец, источники дают описание и краткосроч­ного — пятилетнего — периода, в течение которого повторя­ются разные политические и религиозные события.

С некоторыми вариациями эта концепция мирового разви­тия, равно как и человеческой истории, прослеживается на про­тяжении всей истории индийской мысли, начиная с самых древ­них времен и кончая новейшей эпохой.

В целом концепция носит цикличный характер. Правда, внут­ри долговременных циклов имеются более короткие фазы (на­подобие «четырех веков»), в течение которых временно прояв­ляется линейная тенденция — такая, как, например, тенденция к вырождению и упадку в век Кали. Но это, повторяю, только временные фазы более длительных, вечно повторяющихся цик­лов, заканчивающихся самым длительным «природно-стихий-ным» циклом растворения всего материального мира в немате­риальном духе и последующей новой материализации духа в чувственно воспринимаемые формы.

Таким образом, вышесформулированное предположение о связи идеационального умонастроения с преобладанием цик­личной концепции или концепции бесконечного волнообраз­ного развития мира и человеческой истории на примере индий­ской культуры (а также на примере буддизма и джайнизма) вполне подтверждается.

21. Флуктуация «первых принципов»: VII. Концепции процессов 471

В. Китайская культура, будучи отчасти идеациональной (древнекитайская философия и даосизм), а отчасти смешанной (конфуцианство), показывает нам пример сосуществования цикличной концепции или концепции бесцельно повторяюще­гося и волнообразного развития с концепцией, которая носит отчасти линейный и даже прогрессивно-линейный характер. Цикличная концепция бесконечного волнообразного развития мира, а также и человеческой истории сформулирована прежде всего в рамках наиболее фундаментальной теории вечного рит­ма Инь и Ян14 и затем в преобладающей и почти повсеместной «цик­личной» точке зрения традиционной китайской историографии на возвышение и падение различных правящих династий, на ритм интеграции и дезинтеграции Китая, на смену периодов благосостояния страны и депрессии, ее процветания и упадка, мира и войны и т. п. Все эти и многие другие процессы флуктуа­ции в конце концов являются не чем иным, как особыми разно­видностями ритма Инь и Ян. Учение о нем наложило свой отпе­чаток на китайскую историографию, философию истории, космогонию, на все сферы китайской мысли: науку, философию,

религию и этику.

Безнадежной была бы попытка охарактеризовать здесь все те сложные и многообразные значения, которые имеют Инь и Ян и

их ритм.

«Антитеза Инь и Ян не означает, что это две противополож­ные субстанции, или две силы, или два начала. Это просто анти­теза двух символов, имеющих гораздо более широкое значение, чем какое бы то ни было из вышеприведенных понятий»15.

Будучи таковыми, они противоположны друг другу и в то же время неотделимы один от другого. Одно начало имманентно содержит в себе другое, порождает его.

«Абсолют движется и порождает Ян [огонь, солнечный диск ч т. п. символы]. Достигнув своей высшей точки, движение пре­кращается. Из этого состояния покоя возникает Инь [клубя-Щиеся облака, застилающие солнце, вода и другие символы]; а когда покой достигает своего высшего предела, снова начинает­ся движение. Таким образом, мы поочередно имеем то движе-ние, то покой»16.

Это Первоначало действует в течение всей вечности. Все со-

Циальные процессы тоже носят цикличный характер. «Динас-

тии основываются, достигают своего зенита, переживают упа-

д°к, исчезают... История показывает, что одни и те же причины

Меют одинаковые следствия»17. Параллельно с династическим


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: