В конце XIX в. и начале XX столетия мы замечаем, может быть, слабую, но все же несомненную тенденцию к возрождению и последующему усилению цикличных и бессистемно волнообразных концепций, трактующих развитие жизни вообще и развитие социокультурных процессов в частности. В области биологии эта тенденция проявилась в растущем критическом отношении ко многим, до тех пор не вызывавшим сомнений аспектам дарвиновской теории эволюции, под которой подразумевается не столько учение самого Дарвина, как то влиятельное направление, которое сделало дарвинизм своим знаменем и символом. Если говорить о естественном отборе, то к выживанию «наиболее приспособленных» начали относиться со все возрастающим скепсисом, поскольку стало выясняться, что те, кто выживают, не обязательно оказываются самыми лучшими и наиболее приспособленными, и, стало быть, линия эволюции не всегда столь уж прямолинейна, в особенности же прогрессивная линия. Имеется множество попятных движений, девиаций37 и других кратчайших путей, превращающих прямолинейный маршрут в не столь уж безусловный. Да и в целом теория имеет много пунктов, которые не так хорошо обоснованы, как это вначале казалось. Даже наследственная линия и «древо эволюции жизни» — скорее предположения, чем достоверно установленные факты, и т. д. Вместе с тем все больше сомнений стали вызывать и такие краеугольные положения теории эволюции, как роль борьбы за существование, механистические способы генетической изменчивости, их наследственное закрепление, роль наследственности и окружающей среды и сотни других положений.
|
|
Подведем итог: результатом всего этого стало постоянно растущее критическое отношение ко все большим аспектам теории эволюции, растущее сомнение относительно ее линейности и отождествления с прогрессом. Одновременно с этим стал усиливаться интерес к теории краткосрочных и долговременных циклов, наблюдаемых в различных жизненных процессах, начиная с «эпидемических циклов» и латентно-кинетических стадий различных микроорганизмов и кончая циклами жизнедеятельности многих биологических видов. Иными словами, в биологии конца XIX—начала XX в. возникла пока еще малозаметная тенденция к ослаблению господствовавшей до тех пор линейной концепции эволюции жизни и пробудился интерес к повторяющимся, циклическим и бессистемно волнообразным пульсациям биологических явлений.
21. флуктуация «первых принципов»: VII. Концепции процессов 485
В области общественных и гуманитарных наук эта тенденция проявлялась заметнее, чем в биологии. Конец XIX—начало XX в. отмечены явным упадком теорий об одинаковой последовательности стадий, через которые проходят различные общества в процессе своего развития. В настоящий момент эта теория практически мертва; ни социологи, ни антропологи, ни уважающие себя обществоведы в подавляющем своем большинстве не поддерживают эту разновидность линейной концепции, столь популярную в XIX в. (пик ее популярности приходится, вероятно, на 1860-1900 гг.). Ее закат означает закат и всех других линейных концепций.
|
|
Второй симптом того же самого упадка — постоянно возрастающий интерес обществоведов к «циклическим», «повторяющимся», «флуктуирующим» и «волнообразным» аспектам социокультурных процессов. Если экономисты XIX в. сосредоточивались на «ступенях экономического развития» (Рошер, Гильдебранд, Бюхер, Шмоллер и др.38), то в настоящее время экономисты занимаются главным образом промышленными «циклами, флуктуациями, осцилляциями» и повторами. Такая же ситуация наблюдается почти во всех социальных и гуманитарных науках. Сейчас немного найдется специалистов (да и найдется ли?) в области антропологии, социологии, права, этики, политологии, психологии, истории, социальной философии или истории религии, которые стали бы тратить все свое время и энергию на то, чтобы доказать существование той или иной «единообразной последовательности стадий», через которые согласно предписаниям эволюционного прогресса проходят якобы все общества и культуры. Это было любимое занятие ученых и интеллектуалов XIX в., исследовавших проблемы «социальной динамики и прогресса». Теперь их внимание все больше и больше начинают привлекать «циклический» и «флуктуирующий» аспекты этих процессов. Короче говоря, линеаризм и здесь увял.
Третий симптом — это появление и стремительный рост теорий, в которых предпринимаются попытки сформулировать нелинейные концепции социокультурных процессов, и — что еще важнее — успех, которым, пользуются такого рода теории.
Иллюстрацией ко второй части вышеприведенного утверждения может служить то внимание, с каким в конце XIX в. была воспринята созданная Ф. Ницше теория вечных циклов, а так->ке успех, который выпадал на долю таких произведений, как «Закат Европы» О. Шпенглера. Вряд ли хоть одна книга, напи-