IV. Начало реакции

В конце XIX в. и начале XX столетия мы замечаем, может быть, слабую, но все же несомненную тенденцию к возрождению и пос­ледующему усилению цикличных и бессистемно волнообразных концепций, трактующих развитие жизни вообще и развитие со­циокультурных процессов в частности. В области биологии эта тенденция проявилась в растущем критическом отношении ко многим, до тех пор не вызывавшим сомнений аспектам дарвинов­ской теории эволюции, под которой подразумевается не столько учение самого Дарвина, как то влиятельное направление, кото­рое сделало дарвинизм своим знаменем и символом. Если гово­рить о естественном отборе, то к выживанию «наиболее приспо­собленных» начали относиться со все возрастающим скепсисом, поскольку стало выясняться, что те, кто выживают, не обязатель­но оказываются самыми лучшими и наиболее приспособленны­ми, и, стало быть, линия эволюции не всегда столь уж прямоли­нейна, в особенности же прогрессивная линия. Имеется множество попятных движений, девиаций37 и других кратчайших путей, пре­вращающих прямолинейный маршрут в не столь уж безуслов­ный. Да и в целом теория имеет много пунктов, которые не так хорошо обоснованы, как это вначале казалось. Даже наследствен­ная линия и «древо эволюции жизни» — скорее предположения, чем достоверно установленные факты, и т. д. Вместе с тем все боль­ше сомнений стали вызывать и такие краеугольные положения теории эволюции, как роль борьбы за существование, механис­тические способы генетической изменчивости, их наследственное закрепление, роль наследственности и окружающей среды и сот­ни других положений.

Подведем итог: результатом всего этого стало постоянно ра­стущее критическое отношение ко все большим аспектам тео­рии эволюции, растущее сомнение относительно ее линейности и отождествления с прогрессом. Одновременно с этим стал уси­ливаться интерес к теории краткосрочных и долговременных циклов, наблюдаемых в различных жизненных процессах, начи­ная с «эпидемических циклов» и латентно-кинетических стадий различных микроорганизмов и кончая циклами жизнедеятель­ности многих биологических видов. Иными словами, в биоло­гии конца XIX—начала XX в. возникла пока еще малозаметная тенденция к ослаблению господствовавшей до тех пор линейной концепции эволюции жизни и пробудился интерес к повторяю­щимся, циклическим и бессистемно волнообразным пульсаци­ям биологических явлений.

21. флуктуация «первых принципов»: VII. Концепции процессов 485

В области общественных и гуманитарных наук эта тенден­ция проявлялась заметнее, чем в биологии. Конец XIX—начало XX в. отмечены явным упадком теорий об одинаковой последо­вательности стадий, через которые проходят различные обще­ства в процессе своего развития. В настоящий момент эта тео­рия практически мертва; ни социологи, ни антропологи, ни уважающие себя обществоведы в подавляющем своем большин­стве не поддерживают эту разновидность линейной концепции, столь популярную в XIX в. (пик ее популярности приходится, вероятно, на 1860-1900 гг.). Ее закат означает закат и всех дру­гих линейных концепций.

Второй симптом того же самого упадка — постоянно возра­стающий интерес обществоведов к «циклическим», «повторя­ющимся», «флуктуирующим» и «волнообразным» аспектам социокультурных процессов. Если экономисты XIX в. сосредо­точивались на «ступенях экономического развития» (Рошер, Гильдебранд, Бюхер, Шмоллер и др.38), то в настоящее время экономисты занимаются главным образом промышленными «циклами, флуктуациями, осцилляциями» и повторами. Такая же ситуация наблюдается почти во всех социальных и гумани­тарных науках. Сейчас немного найдется специалистов (да и найдется ли?) в области антропологии, социологии, права, эти­ки, политологии, психологии, истории, социальной философии или истории религии, которые стали бы тратить все свое время и энергию на то, чтобы доказать существование той или иной «еди­нообразной последовательности стадий», через которые соглас­но предписаниям эволюционного прогресса проходят якобы все общества и культуры. Это было любимое занятие ученых и ин­теллектуалов XIX в., исследовавших проблемы «социальной ди­намики и прогресса». Теперь их внимание все больше и больше начинают привлекать «циклический» и «флуктуирующий» ас­пекты этих процессов. Короче говоря, линеаризм и здесь увял.

Третий симптом — это появление и стремительный рост теорий, в которых предпринимаются попытки сформулировать нелинейные концепции социокультурных процессов, ичто еще важнееуспех, которым, пользуются такого рода теории.

Иллюстрацией ко второй части вышеприведенного утверж­дения может служить то внимание, с каким в конце XIX в. была воспринята созданная Ф. Ницше теория вечных циклов, а так->ке успех, который выпадал на долю таких произведений, как «Закат Европы» О. Шпенглера. Вряд ли хоть одна книга, напи-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: