ство; «испытание огнем и водой» для доказательства виновности или невиновности человека; в гадания и сотни других подобных обычаев, широко распространенных практически среди всех примитивных и доисторических народов (впрочем, и среди народов «исторических» — на ранних стадиях их развития) — все это неопровержимо доказывает наличие своеобразной идеациональной концепции причинности.
С другой стороны, несправедливо полагать, что этим народам свойственно только такое понятие и что все их представления о причинности в равной степени идеациональны. Хотя эта проблема изучена недостаточно, тем не менее две вещи, по-видимому, очевидны. Во-первых, у всех (или у большинства) примитивных народов есть представление и о чувственном типе причинности. Это касается многих повседневных вещей, когда связь между явлениями объясняется чувственно-эмпирическим образом, как результат «естественных» свойств предметов и явлений. Во-вторых, относительная влиятельность идеациональных и чувственных представлений варьируется у разных народов и не является постоянной для всех групп.
|
|
В. Смешанная концепция причинности е рамках китайской ментальности. Неоднократно обращаясь к ментальности китайской культуры, мы уже установили, что она носит смешанный характер — в том смысле, что она включает две философско-религиозные школы: идеациональную (даосизм) и смешанную (конфуцианство). Кроме того, в ней существуют учения и концепции, в которых смешаны как идеациональные, так и чувственные элементы. К аналогичному выводу мы неизбежно приходим и после изучения китайской концепции причинности.
«Мифологическое мышление, а вместе с ним и различные методы, которые следует применять, чтобы управлять миром, пронизаны верой в то, что все действительное подг ержено влиянию (suscitees) символов. Рассматривая Дао6 как Начало По-Рядка, управляющее в равной степени и процессом мышления, и жизнью Вселенной, китайские мудрецы единодушно допуска-^т, что изменения реально существующих вещей (choses) идентичны тем изменениям, которые происходят с замещающими их символами в процессе нашего мышления. Эта аксиома, однажды принятая, не позволяет выдвинуть в качестве единствен-н°го руководящего принципа ни закон причинности, ни закон противоречия. Так происходит не потому, что китайское мыш-
Часть 3. Флуктуация систем истины и знания