V. Заключение

Представленный выше очерк чрезвычайно краток, но, наде­юсь, он достаточно точно прослеживает основные колебания, которые претерпевал изучаемый нами «первопринцип». В итоге можно сделать следующие вполне определенные выводы. Пер­вый: относительная влиятельность каждой из основных концеп­ций в разных культурах разная. Второй: в истории одной и той же культуры эта влиятельность изменяется. Третий: влиятель­ность, распространенность и авторитет каждой концепции за­висит во многом от характера доминирующей ментальности данной культуры в данное время.

Не столь очевидным, но навряд ли ошибочным является чет­вертое предположение, а именно — о предварительных корре­ляциях, которые были установлены между идеациональной и чувственной культурами, с одной стороны, и типами концеп­ций, которым отдает предпочтение каждая из них, с другой сто­роны (этим и объясняется тенденция, в силу которой та или иная концепция становится влиятельной). Фактический мате­риал, в кратком виде представленный в этой главе, плюс некото-

21. Флуктуация «первых, принципов»: VII. Концепции процессов 487

рые соображения логического порядка, по-видимому, сделают эти предположения вполне вероятными. Таким образом, дос­товерность или недостоверность каждой из этих концепций — так же, как и других первых принципов, о которых шла речь выше, _ зависит от содержания господствующего типа куль­туры. Все выводы, сделанные в предыдущих главах, справедливы относительно и этой «категории» человеческой мысли.

ФЛУКТУАЦИЯ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ МЫШЛЕНИЯ: ПРИЧИННОСТИ, ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВА, ЧИСЛА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: