ление склонно к неупорядоченности, а, напротив, потому, что в нем преобладает идея Порядка — причем Порядка действенного и тотального, включающая в себя понятие причинности и классификации... Вместо того чтобы фиксировать последовательность явлений, китайцы фиксируют чередование аспектов. Если, по их мнению, два аспекта связаны друг с другом, то между ними не причинно-следственная связь, а что-то вроде связи между изнанкой и "лицом", звуком и эхом или светом и тенью... Они предпочитают отмечать не причины и следствия (порядок смены явлений не имеет здесь значения), а отдельные проявления, которые могут быть заменены одно другим, поскольку они одного происхождения. Река, которая пересыхает; гора, сползающая вниз; мужчина, превратившийся в женщину, — вот предвестия приближающегося конца династии.
Итак, имеются четыре аспекта одного и того же явления — порядка, который должен исчезнуть и уступить место новому порядку. Каждый аспект должен быть отмечен как предостерегающий знак или подтверждение знака (или целого ряда знаков), но ничто не побуждает нас искать действительную причину...»7
Все изменения символов и реальных вещей происходят не в силу причинности или причин, а в силу Дао и производных от него начал Инь и Ян8.
Вышеприведенные строки рисуют своеобразную смешанную концепцию, заменяющую понятие причинности. Эта концепция включаег в себя значительное число идеациопальных элементов: ментальные символы, влияющие на вещи и события или состоящие в мистической связи с ними; предостерегающие знаки — большей частью странные, непонятные и не связанные напрямую с явлениями — рассматриваемые, как уже сказано, наиболее пристально; трансцендентное Дао, а также Инь и Ян — как ответственное за все в мире Единое, выражениями которых и являются эти знаки. Эти элементы по самой своей природе находятся вне чувственно воспринимаемого мира в строгом смысле слова. С другой стороны, нам говорят, что «эти особенности мышления древних китайцев не мешали им проявлять свои великие технические способности... Доказательством тому служит совершенство их арок и повозок... Во многих отношениях их мышление одушевлено страстью к эмпиризму, что располагает к детальнейшему рассмотрению конкретного, которое привело к столь плодотворным результатам [открытия в фармакопее, химии, агрономии и т. д.]»9.
Вышеприведенная характеристика достаточно хорошо показывает, что в представлениях китайцев о причинности присутствуют два элемента — идеациональный и чувственный, смешанные и сосуществующие одновременно в их культуре. Смешанные в том смысле, что составляют особую комбинацию в рамках одной и той же теории или концепции. Пока что наше предположение, по-видимому, не противоречит фактам.
C. Индуистская идеациональная концепция причинности. Будучи преимущественно идеациональной во всех других своих составляющих частях, индуистская ментальность оказывается такой же и в сфере рассматриваемой проблемы. Характер Вед, других священных текстов и преобладающей в Индии философии, начиная с Упанишад10 и кончая другими главными направлениями философской мысли, едва ли позволяют усомниться в правильности этого утверждения. Согласно всем этим источникам, подлинная причина носит сверхчувственный характер. Даже развитие природы, мира, его большие и малые циклы суть не что иное, как проявления потусторонней силы, будь то Брахма или другое, подобное ему божество. Ритуалы, религиозные и магические обряды свидетельствуют о том же. За иллюзорной видимостью чувственно воспринимаемых явлений действуют потусторонние силы, как бы они ни назывались. Они-то и являются подлинной реальностью, истинными причинами или силами, которые управляют миром и контролируют его.
D. Флуктуация концепции причинности в греко-римской и западной мысли. Основные фазы, через которые проходит эта концепция, можно описать следующим образом.
1) До V в. до н. э, в греческой мысли господствовало идеаци-ональное представление о причинности. Рок, боги и прочие потусторонние силы определяли и контролировали в чувственно воспринимаемом мире судьбу человека и людских сообществ, а также ход развития событий.
2) Начиная со второй половины VI в. и в течение V-IV вв. до н. э. представления греков о причинности становятся менее иде-аДиональными, более чувственными и принимают форму сметанных концепций; из них наиболее существенной является идеалистическая концепция.
К такому выводу приходишь после изучения проблемы при-
чинности или ее вариантов у пифагорейцев, в произведениях Эм-
педокла, Пиндара, Эсхила, Еврипида, Аристофана, Геродота,
Укидида и некоторых других знаменитых мыслителей того вре-