Часть 3. Флуктуация систем истины и знания. мени. Свое классическое завершение она получила в идеалисти­ческих учениях Платона, Аристотеля и их школ

мени. Свое классическое завершение она получила в идеалисти­ческих учениях Платона, Аристотеля и их школ.

E. С конца IV в. до н. э. до начала нашей эры. Этот период отмечен расцветом стоической и эпикурейской школ, которые представляли самые влиятельные течения философской и науч­ной мысли (философия того времени включала в себя и науку как таковую). Тогда же существовали школы киников, скепти­ков и некоторые другие, но они были либо второстепенными по своей влиятельности, либо, как скептики, занимали «нигилис­тическую» позицию по отношению к науке вообще и к пробле­ме причинности в частности. Поэтому мы можем оставить их без внимания. Что касается причинности в понимании стоиков и эпикурейцев, то они в этом смысле продолжили традиции двух направлений платой о-аристотелевской философии — чувствен­ного и идеационального и, главным образом, первого.

Чувственная тенденция становится еще более заметной в кон­цепции причинности, разработанной эпикурейской школой.

Короче говоря, в этой специфической области данный пери­од отмечен некоторым усилением чувственной ментальное™, что также согласуется с высказанным предположением, соглас­но которому господствующая концепция причинности совпа­дает с доминирующим типом культурной ментальное™ данно­го периода.

F. Начало 1-IV вв. н. э. Это период был в данном отношении, как и в прочих составных частях культуры, временем переход­ным. Самые разные концепции — идеациональные, чувственные, смешанные, — разрабатываемые представителями стоицизма, эпикуреизма, неоплатонизма, неопифагорейства, христианства и других течений мысли, существовали бок о бок. Тем не менее на­блюдалась тенденция к усилению идеационального понимания причинности — и не только в христианстве, но также и в неопла­тонизме (Плотин, Ямвлих, Прокл) и других направлениях.

G. Начало Vконец XII в. Примерно в V в. н. э. эта тенденция увенчалась полной победой христианской идеациональной концеп­ции причинности, которая оставалась господствующей почти до самого конца XII столетия. Наиболее существенные особенности этой концепции можно свести к следующим положениям.

1) Первой и последней, конечной и действующей — короче говоря, единственной подлинной причиной всего является Бог. Все, что происходит или не происходит, существует или не суще­ствует, зависит от воли Бога, им создано и им контролируется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: