мени. Свое классическое завершение она получила в идеалистических учениях Платона, Аристотеля и их школ.
E. С конца IV в. до н. э. до начала нашей эры. Этот период отмечен расцветом стоической и эпикурейской школ, которые представляли самые влиятельные течения философской и научной мысли (философия того времени включала в себя и науку как таковую). Тогда же существовали школы киников, скептиков и некоторые другие, но они были либо второстепенными по своей влиятельности, либо, как скептики, занимали «нигилистическую» позицию по отношению к науке вообще и к проблеме причинности в частности. Поэтому мы можем оставить их без внимания. Что касается причинности в понимании стоиков и эпикурейцев, то они в этом смысле продолжили традиции двух направлений платой о-аристотелевской философии — чувственного и идеационального и, главным образом, первого.
Чувственная тенденция становится еще более заметной в концепции причинности, разработанной эпикурейской школой.
Короче говоря, в этой специфической области данный период отмечен некоторым усилением чувственной ментальное™, что также согласуется с высказанным предположением, согласно которому господствующая концепция причинности совпадает с доминирующим типом культурной ментальное™ данного периода.
F. Начало 1-IV вв. н. э. Это период был в данном отношении, как и в прочих составных частях культуры, временем переходным. Самые разные концепции — идеациональные, чувственные, смешанные, — разрабатываемые представителями стоицизма, эпикуреизма, неоплатонизма, неопифагорейства, христианства и других течений мысли, существовали бок о бок. Тем не менее наблюдалась тенденция к усилению идеационального понимания причинности — и не только в христианстве, но также и в неоплатонизме (Плотин, Ямвлих, Прокл) и других направлениях.
G. Начало V — конец XII в. Примерно в V в. н. э. эта тенденция увенчалась полной победой христианской идеациональной концепции причинности, которая оставалась господствующей почти до самого конца XII столетия. Наиболее существенные особенности этой концепции можно свести к следующим положениям.
1) Первой и последней, конечной и действующей — короче говоря, единственной подлинной причиной всего является Бог. Все, что происходит или не происходит, существует или не существует, зависит от воли Бога, им создано и им контролируется.