Часть 5. Типы и флуктуации систем социальных отношений. Буйная юность чувственного человека прошла; он становит­ся все более уравновешенным, разумным и готовым остепенить­ся

Буйная юность чувственного человека прошла; он становит­ся все более уравновешенным, разумным и готовым остепенить­ся. После революционных взрывов конца XVIII столетия он пре­вратился в XIX в. в солидного гражданина «договорного» типа» который хотел торговать, а не воевать, хотел жить и давать жить; другим. Наступила эпоха контрактуализма, а вместе с ней — эпоха зрелой и «уравновешенной» чувственной культуры.

Тем не менее, как и любые другие формы, чувственная куль­тура и контрактуализм несут в себе семена своего собственного-разрушения. В XIX в. эти семена росли, а в XX привели к вырож­дению контрактуализма. Он все больше превращался в псевдо-контрактуализм.

Параллельно с растущим неприятием крайностей чувствен­ной культуры, которое прослеживается во многих составных частях культурной жизни западного общества начиная с конца XIX в., в период после Первой мировой войны вспыхнул также протест против обесценившегося и ложного контрактуализма. Пока что это проявляется главным образом в увеличении мно­жества принудительных форм. Но вряд ли можно сомневаться в том, что рано или поздно эти формы пойдут на убыль и на их место придут либо договорные, либо — что представляется мне более вероятным — семейственные формы. Гитлеризм, комму­низм, фашизм, социализм и многие другие «измы» наших дней идут на ощупь к этим формам. Но, к несчастью, как и кубизм в искусстве, они сильны в своем протесте — протесте против кон­трактуализма, но совершенно бессильны в своих попытках уста­новить новую «коллективную», или «семейственную», форму, потому что у лидеров этих «измов», как и у кубистов, сознание является преимущественно материалистическим и чувственным, а их коллективизм — это всего лишь механическая манипуляция людьми и социокультурными силами. Результат — не столько се­мейственность, альтруизм или нечто подобное, сколько «коллек­тивизм» каторжной тюрьмы, с ее ненавистью и насилием — ре­жим, совершенно противоположный семейственности. Лидеры сегодняшних «измов» успешно разрушили контрактуализм, но заменили его в основном принудительным и механическом раб­ством — строем бездушным, безрадостным, не знающим состра­дания, совершенно лишенным подлинного альтруизма, подлин­ной семейственности, подлинной солидарности. Пока что созданы лишь псевдосолидарность палачей и союз их жертв. Поскольку ментальность диктаторов от начала и до конца ан-

27. Флуктуация договорных и принудительных отношений 597

тиидеациональна и чувственна, чего-то другого и ожидать нельзя. Для создания подлинно семейственных и в этом смысле подлинно коллективистских связей необходима идеалистичес­кая или идеациональная ментальность. А пока ее нет, работа этих «домосносных компаний» будет весьма успешной в разру­шении, но малоценной в деле создания семейственных отноше­ний и построения подлинно коллективистского общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: