Часть 5. Типы и флуктуации систем социальных отношений. социально-политический режим носили в основном характер теократический

социально-политический режим носили в основном характер теократический. В течение двух тысячелетий как минимум вер­ховенство касты брахманов в Индии никогда не подвергалось серьезному сомнению. По сравнению с другими аристократия­ми индийская, наверное, самая старая долгожительница, при­чем господство ее было самым неоспоримым. Даже и теперь, когда система каст должна, казалось бы, ослабнуть, степень бли­зости той или иной из трех тысяч индийских каст' к касте брах­манов является главным критерием ее положения на иерархи­ческой лестнице социальных слоев Индии. Кто такие брахманы? Священнослужители, не объединенные в определенную церков­ную организацию. Но они — религиозные, нравственные и ду­ховные лидеры. На чем основан их престиж? Только лишь на вере в то, что они являются носителями и представителями сверх­чувственных идеациональных ценностей. У них нет ни богатства, ни материально подкрепленной власти; они не контролируют вооруженные силы, не изобретают и не создают новые источни­ки материального благополучия. У них нет никаких особых средств для поддержания своего престижа и главенства. Фор­мально у них нет и власти; властителями Индии являлись цари и князья. Но, когда власть правителей не была явно деспотичес­кой, их авторитет во многом зависел от позиции, занимаемой по отношению к ним кастой брахманов, и от их поддержки. Короче говоря, Древняя Индия — страна, форма правления в которой была преимущественно децентрализованной тео­кратией, независимо от того, к какой касте принадлежали пра­вители — брахманов или кшатриев.

В Тибете режим правления носит ярко выраженный центра­лизованно-теократический характер. Далай-лама2 — верховный правитель и глава местной аристократии, состоящей из лам и монахов — проводников его воли. Нечто подобное вообще на­блюдается в странах, где господствует буддизм. Сам правитель может быть теократическим главой буддизма (как, например, царь Ашока), а может и не быть им, но власть, авторитет, пре­стиж правительства зависят от одобрения со стороны теократи­ческой аристократии. Зачастую правительство оказывалось не чем иным, как инструментом в руках теократической группы. Почти так же обстояло дело и с даосской аристократией и прав­лением в Китае, в тех районах и в те периоды, где и когда даосизм оказывался господствующим (особенно это относится к неко­торым периодам в истории Южного Китая).

28. Флуктуация теократических и светских форм господства 601

Во всех этих и подобных случаях правление было теократиче­ским — в явной или неявной форме, имеющим характер цент­рализованный или децентрализованный. Источником автори­тета властителей были идеациональные ценности, политика определялась идеациональной ментальностью и зависела от тех социальных групп, которые обладали подчеркнуто теократичес­ким характером.

«Объективный факт» подобной ситуации находит отчетли­вое отражение в соответствующих культурах; в созданных ими социально-политических и нравственных идеологиях, соци­альных и политических теориях, мнениях, убеждениях; в лите­ратуре и правовых нормах. Идеологические учения и правовые акты ставили своей целью обосновать главенство аристократии и вместе с тем указать, какое место занимают основные обще­ственные классы в иерархии, построенной на основании идеаци­ональных ценностей. Индуизм, с его учением о четырех кастах, как раз является примером подобной идеологии. Вот одна из ее версий.

«Ради процветания мира создал он (истинно сущий Владыка, или Брахма) четыре касты; брахманом стали его уста, руки — кшатрием, его бедра стали вайшьей, из ног возник шудра.

Для сохранения Вселенной, он, пресветлый, назначил особые обязанности и занятия для тех, которые произошли из его уст, рук, бедер и ног.

Обучение, изучение [Веды], жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение [милосты­ни] он [Брахма] установил для брахманов.

Охрану подданных, раздачу [милостыни], жертвоприноше­ние, изучение [Веды] и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия.

Пастьбу скота, а также раздачу [милостыни], кгртвоприно-шение, изучение [Веды], торговлю, ростовщичество и земледе­лие — для вайшьи.

Но только одно занятие Владыка указал для шудры — слу­жение этим варнам со смирением.

Части человеческого тела считаются тем чище, чем выше от пупа они расположены; поэтому самой чистой его частью, так сказать, истинно сущей — будут уста. Поскольку при своем пер­вом рождении он был создан из самой лучшей части [Брамы] и поскольку он знает Веды, брахман по праву является господи­ном всего этого творения. Кто может быть выше его — того,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: