социально-политический режим носили в основном характер теократический. В течение двух тысячелетий как минимум верховенство касты брахманов в Индии никогда не подвергалось серьезному сомнению. По сравнению с другими аристократиями индийская, наверное, самая старая долгожительница, причем господство ее было самым неоспоримым. Даже и теперь, когда система каст должна, казалось бы, ослабнуть, степень близости той или иной из трех тысяч индийских каст' к касте брахманов является главным критерием ее положения на иерархической лестнице социальных слоев Индии. Кто такие брахманы? Священнослужители, не объединенные в определенную церковную организацию. Но они — религиозные, нравственные и духовные лидеры. На чем основан их престиж? Только лишь на вере в то, что они являются носителями и представителями сверхчувственных идеациональных ценностей. У них нет ни богатства, ни материально подкрепленной власти; они не контролируют вооруженные силы, не изобретают и не создают новые источники материального благополучия. У них нет никаких особых средств для поддержания своего престижа и главенства. Формально у них нет и власти; властителями Индии являлись цари и князья. Но, когда власть правителей не была явно деспотической, их авторитет во многом зависел от позиции, занимаемой по отношению к ним кастой брахманов, и от их поддержки. Короче говоря, Древняя Индия — страна, форма правления в которой была преимущественно децентрализованной теократией, независимо от того, к какой касте принадлежали правители — брахманов или кшатриев.
В Тибете режим правления носит ярко выраженный централизованно-теократический характер. Далай-лама2 — верховный правитель и глава местной аристократии, состоящей из лам и монахов — проводников его воли. Нечто подобное вообще наблюдается в странах, где господствует буддизм. Сам правитель может быть теократическим главой буддизма (как, например, царь Ашока), а может и не быть им, но власть, авторитет, престиж правительства зависят от одобрения со стороны теократической аристократии. Зачастую правительство оказывалось не чем иным, как инструментом в руках теократической группы. Почти так же обстояло дело и с даосской аристократией и правлением в Китае, в тех районах и в те периоды, где и когда даосизм оказывался господствующим (особенно это относится к некоторым периодам в истории Южного Китая).
28. Флуктуация теократических и светских форм господства 601
Во всех этих и подобных случаях правление было теократическим — в явной или неявной форме, имеющим характер централизованный или децентрализованный. Источником авторитета властителей были идеациональные ценности, политика определялась идеациональной ментальностью и зависела от тех социальных групп, которые обладали подчеркнуто теократическим характером.
«Объективный факт» подобной ситуации находит отчетливое отражение в соответствующих культурах; в созданных ими социально-политических и нравственных идеологиях, социальных и политических теориях, мнениях, убеждениях; в литературе и правовых нормах. Идеологические учения и правовые акты ставили своей целью обосновать главенство аристократии и вместе с тем указать, какое место занимают основные общественные классы в иерархии, построенной на основании идеациональных ценностей. Индуизм, с его учением о четырех кастах, как раз является примером подобной идеологии. Вот одна из ее версий.
«Ради процветания мира создал он (истинно сущий Владыка, или Брахма) четыре касты; брахманом стали его уста, руки — кшатрием, его бедра стали вайшьей, из ног возник шудра.
Для сохранения Вселенной, он, пресветлый, назначил особые обязанности и занятия для тех, которые произошли из его уст, рук, бедер и ног.
Обучение, изучение [Веды], жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение [милостыни] он [Брахма] установил для брахманов.
Охрану подданных, раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [Веды] и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия.
Пастьбу скота, а также раздачу [милостыни], кгртвоприно-шение, изучение [Веды], торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшьи.
Но только одно занятие Владыка указал для шудры — служение этим варнам со смирением.
Части человеческого тела считаются тем чище, чем выше от пупа они расположены; поэтому самой чистой его частью, так сказать, истинно сущей — будут уста. Поскольку при своем первом рождении он был создан из самой лучшей части [Брамы] и поскольку он знает Веды, брахман по праву является господином всего этого творения. Кто может быть выше его — того,