Флуктуация войн в истории Греции, Рима и Европы

5) Коалиционные войны являются причиной еще одного зат­руднения. Даже если нам известно общее число сражавшихся, мы зачастую не знаем, как велика доля каждой из союзнических стран — участниц войны.

6) А как можно сравнивать морские и сухопутные войны? Что следует избрать в качестве единицы сравнения для существенно различных типов боевых действий, идущих на море и на суше?

7) Еще одна трудность, столь же непреодолимая, заключа­ется в том факте, что ни одна страна, в истории которой иссле­дуются войны, не оставалась неизменной в течение столетий ни по численности населения, ни по размерам территории и своим границам, но постоянно изменялась во всех этих отношениях от периода к периоду. Более того, какую-то территорию в одно время занимало одно государство, а в другие периоды на ней существовало несколько государств и наоборот.

8) Наконец, отсутствуют и точные данные относительно численности населения каждой из исследуемых стран в течение каждой из ее войн. Опять-таки мы должны давать оценки, силь­но рискуя при этом оказаться неточными.

Не буду продолжать перечень трудностей и препятствий (хотя помимо названных есть еще и много других), поскольку выше­сказанное и так дает представление о том, почему совершенно невозможно дать «скрупулезное» исследование изучаемой про­блемы и как велика опасность при этом допустить значитель­ные ошибки, сколь осторожным ни был бы исследователь.

В. Методологическое затруднение. Основное методологичес­кое затруднение, вдобавок ко всем фактологическим трудно­стям, заключается в невозможности сделать «точный перевод» на чисто количественный язык любого явления, которое явля­ется качественно-количественным. А большая часть социокуль­турных явлений, в том числе таких, как войны и революции, обладают именно этим свойством.

Даже самым добросовестным образом сделанный «перевод» в показатели может быть весьма несовершенным и основанным на нескольких произвольных предположениях, которые могут быть как правильными, так и неправильными. Отсюда — еще один источник ошибок.

В этих условиях исследователь оказывается перед альтерна­тивой. Он должен либо отвернуться от проблемы, какой бы важ­ной она ни была, чтобы не подвергать себя опасности сделать слишком много или слишком больших ошибок, либо он должен


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: