В процентном отношении

Период % лиц, за­нимавшихся религиозной деятельно­стью % лиц, за­нимавшихся коммерче­ской дея­тельностью Период % лиц, за­нимавшихся религиозной деятельно­стью % лиц, за­нимавшихся коммерче­ской дея­тельностью
до н. э.     450-^99 18,1  
900—851 17,1   500—549 20,2  
850—801     550—599 48,4  
800—751 26,0   600—649 65,0  
750—701 74,6   650—699 82,8  
700—651 33,7   700—749 48,1  
650—601 39,1   750—799 35,2  
600—551 38.3   800—849 46,0  
550—501 14,2   850—899 45,7  
500-^51 9.1   900—949 44,3  
450—401 0,6   950—999 26,2  
400—351 0,5   1000—1049 33,0  
350—301   1,0 1050—1099 39,8  
300—251   5,5 1100—1149 34,1 0,7
250—201     1150—1199 38,1  
200—151     1200—1249 28,7  
150—10! 7,5 2,5 1250—1299 28,9 3,1
100—51 1,3   1300—1349 19,2 2,6
50—1 2,1   1350—1399 30,1 4,5
н. э.     1400—1449 20,7 5,1
0-^19 46,2   1450—1499 14,8 6,4
50—99 7,5   1500—1549 26,0 2,6
100—149 38,1   1550—1599 18,7 2,1
150—199 30,2   1600—1649 12,0 1,7
200—249 54,6   1650—1699 18,9 1,4
250—299 74,5   1700—1749 15,0 1,8
300—349 58,3   1750—1799 5,2 3,1
350—399 61,6   1800—1849 6,5 4,8
400—449 54,0        

ким до самого начала нашей эры. С другой стороны, в период с 350 по 101 г. до н. э. экономика впервые (судя по данным «Бри-танники») стала тем полем деятельности, на котором можно было обрести историческую известность. Эти результаты под­тверждают чувственный характер эллинистической культуры и придают вес нашей гипотезе. С начала нашей эры «религиозный» процент стремительно увеличивается, достигая чрезвычайно высокого уровня в VI-VII вв. (до 82% от общего числа истори­ческих деятелей) и остается очень высоким до 950 г., после чего несколько снижается (хотя и остается сравнительно высоким

36. Соотношение между типами культуры и типами личности 783

вплоть до 1200 г.), после чего возникает тенденция медленного сползания вниз. Начиная с XVI в. процент религиозных деяте­лей стремительно понижается и достигает самого низкого уров­ня в последний период — с 1750 по 1849 г. Динамика процента коммерческих деятелей совершенно противоположна. С нача­лом нашей эры этот процент упал до нуля и оставался таковым до периода, охватывающего 1100-1149 гг. Затем он поднялся и начал расти, особенно после 1250-1299 гг. Впоследствии, с неко­торыми флуктуациями, этот процент сохранялся устойчивым, а начиная с периода 1650-1699 гг. он постоянно растет вплоть до последнего периода, охватывающего 1800-1849 гг.

Приведенные цифры обнаруживают явный параллелизм с подъемом и упадком волн идеациональной и чувственной куль­тур, сменявших друг друга с 800 г. до н. э. до настоящего време­ни. Другими словами, этот набор доказательств — что очень важно — прекрасно подтверждает две выше сформулированные нами теоремы. Если бы здесь были приведены данные по отдель­ным странам, то такое подтверждение было бы еще убедитель­ней.

Доказательства, представленные в настоящей главе, вместе с данными об экономических флуктуациях, представленными в предыдущей главе, и другими материалами, упомянутыми в на­шей работе, — все они свидетельствуют о том, что не только логически, но и каузально доминантный характер культуры и характер поведения людей безусловно связаны друг с дру­гом. В интегрированном идеациональном или чувственном об­ществе не только доминирующая ментальность становится соот­ветственно идеациональной или чувственной, но и повседневное поведение людей тоже становится идеациональным ил;? ! увствен-ным, о какой бы сфере деятельности ни шль речь, и — что еще важнее — даже в сфере деятельности, непосредственно связан­ной с удовлетворением насущных биологических готребностей. Хотя связь поведения в этой последней сфере с господствующим типом культуры не столь тесная, как связь культуры с ментально-стью, тем не менее она вполне ощутима и не вызывает сомнения.

Эти выводы означают, что в интегральной культуре тип яв­ного поведения ее носителей связан с нею и с культурной мен-тальностью, что типы культуры и ментальности не изолирова­ны от публичных поступков или «остатков» ш, «доминантных Рефлексов», «биологических стимулов» или «склонностей». На­оборот, они не только определяют «формы» и «шаблоны» пове-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: