Период | % лиц, занимавшихся религиозной деятельностью | % лиц, занимавшихся коммерческой деятельностью | Период | % лиц, занимавшихся религиозной деятельностью | % лиц, занимавшихся коммерческой деятельностью |
до н. э. | 450-^99 | 18,1 | |||
900—851 | 17,1 | 500—549 | 20,2 | ||
850—801 | 550—599 | 48,4 | |||
800—751 | 26,0 | 600—649 | 65,0 | ||
750—701 | 74,6 | 650—699 | 82,8 | ||
700—651 | 33,7 | 700—749 | 48,1 | ||
650—601 | 39,1 | 750—799 | 35,2 | ||
600—551 | 38.3 | 800—849 | 46,0 | ||
550—501 | 14,2 | 850—899 | 45,7 | ||
500-^51 | 9.1 | 900—949 | 44,3 | ||
450—401 | 0,6 | 950—999 | 26,2 | ||
400—351 | 0,5 | 1000—1049 | 33,0 | ||
350—301 | 1,0 | 1050—1099 | 39,8 | ||
300—251 | 5,5 | 1100—1149 | 34,1 | 0,7 | |
250—201 | 1150—1199 | 38,1 | |||
200—151 | 1200—1249 | 28,7 | |||
150—10! | 7,5 | 2,5 | 1250—1299 | 28,9 | 3,1 |
100—51 | 1,3 | 1300—1349 | 19,2 | 2,6 | |
50—1 | 2,1 | 1350—1399 | 30,1 | 4,5 | |
н. э. | 1400—1449 | 20,7 | 5,1 | ||
0-^19 | 46,2 | 1450—1499 | 14,8 | 6,4 | |
50—99 | 7,5 | 1500—1549 | 26,0 | 2,6 | |
100—149 | 38,1 | 1550—1599 | 18,7 | 2,1 | |
150—199 | 30,2 | 1600—1649 | 12,0 | 1,7 | |
200—249 | 54,6 | 1650—1699 | 18,9 | 1,4 | |
250—299 | 74,5 | 1700—1749 | 15,0 | 1,8 | |
300—349 | 58,3 | 1750—1799 | 5,2 | 3,1 | |
350—399 | 61,6 | 1800—1849 | 6,5 | 4,8 | |
400—449 | 54,0 |
ким до самого начала нашей эры. С другой стороны, в период с 350 по 101 г. до н. э. экономика впервые (судя по данным «Бри-танники») стала тем полем деятельности, на котором можно было обрести историческую известность. Эти результаты подтверждают чувственный характер эллинистической культуры и придают вес нашей гипотезе. С начала нашей эры «религиозный» процент стремительно увеличивается, достигая чрезвычайно высокого уровня в VI-VII вв. (до 82% от общего числа исторических деятелей) и остается очень высоким до 950 г., после чего несколько снижается (хотя и остается сравнительно высоким
|
|
36. Соотношение между типами культуры и типами личности 783
вплоть до 1200 г.), после чего возникает тенденция медленного сползания вниз. Начиная с XVI в. процент религиозных деятелей стремительно понижается и достигает самого низкого уровня в последний период — с 1750 по 1849 г. Динамика процента коммерческих деятелей совершенно противоположна. С началом нашей эры этот процент упал до нуля и оставался таковым до периода, охватывающего 1100-1149 гг. Затем он поднялся и начал расти, особенно после 1250-1299 гг. Впоследствии, с некоторыми флуктуациями, этот процент сохранялся устойчивым, а начиная с периода 1650-1699 гг. он постоянно растет вплоть до последнего периода, охватывающего 1800-1849 гг.
Приведенные цифры обнаруживают явный параллелизм с подъемом и упадком волн идеациональной и чувственной культур, сменявших друг друга с 800 г. до н. э. до настоящего времени. Другими словами, этот набор доказательств — что очень важно — прекрасно подтверждает две выше сформулированные нами теоремы. Если бы здесь были приведены данные по отдельным странам, то такое подтверждение было бы еще убедительней.
|
|
Доказательства, представленные в настоящей главе, вместе с данными об экономических флуктуациях, представленными в предыдущей главе, и другими материалами, упомянутыми в нашей работе, — все они свидетельствуют о том, что не только логически, но и каузально доминантный характер культуры и характер поведения людей безусловно связаны друг с другом. В интегрированном идеациональном или чувственном обществе не только доминирующая ментальность становится соответственно идеациональной или чувственной, но и повседневное поведение людей тоже становится идеациональным ил;? ! увствен-ным, о какой бы сфере деятельности ни шль речь, и — что еще важнее — даже в сфере деятельности, непосредственно связанной с удовлетворением насущных биологических готребностей. Хотя связь поведения в этой последней сфере с господствующим типом культуры не столь тесная, как связь культуры с ментально-стью, тем не менее она вполне ощутима и не вызывает сомнения.
Эти выводы означают, что в интегральной культуре тип явного поведения ее носителей связан с нею и с культурной мен-тальностью, что типы культуры и ментальности не изолированы от публичных поступков или «остатков» ш, «доминантных Рефлексов», «биологических стимулов» или «склонностей». Наоборот, они не только определяют «формы» и «шаблоны» пове-