Совокупная оценка

Годы Число пап «Сенсативность» (степень чувственности) Энергия Адаптация
42—235 IS ll.ii 0.0 I.iii
236-440   I.vi O.iv Lii
441—642   O.vii 0.5 0.0
643—844   l.ii 0.2 O.vii
845—1044   O.iv 0.0 O.ii
1045—1241   O.viii 0.8 0.0
1242—1447   O.v 0.4 0.0
1448—1644   0.0 1.0 0.3
1645—1846   O.iv O.i O.ii
1847—1937   0.0 0.4 0.0

778 Част» 8. Культура, личность и поведение

бее связь типа культуры с поведением людей по сравнению с той тесной связью, которая существует между типом культуры и ментальностью.

Теперь рассмотрим данные, касающиеся римских пап. В табл. 52 представлена сравнительная распространенность каждого типа по 200-летним периодам. Прежде чем обратиться к таблице 52, нужно отдать себе отчет в том, что специфика положения папы как главы Христианской Церкви, института преимущественно идеационального, требует идеационального типа личности и не позволяет (за исключением периодов, когда Церковь пережива­ет упадок и разложение) занять этот пост личности явно чув­ственного типа. Поэтому мы вправе ожидать, что весь институт папства продемонстрирует превосходство идеационального типа над чувственным. Но распространенность и степень идеациона-лизма (если говорить о чувственных потребностях и адаптаци­онном поведении) может, вероятно, колебаться от периода к периоду.

В табл. 52 приводятся данные о римских папах за время с 42 по 1937 г., разбитое на 200-летние периоды. Здесь приводится совокупная оценка рейтинга пап, чьи понтификаты8 падают на период продолжительностью примерно в 200 лет, разделенная на число всех понтификатов данного периода.

Посмотрев на эту таблицу, мы увидим, что хотя все ее колон­ки заняты личностями идеационального типа, тем не менее ярко выраженный идеациональный тип (отмеченный римской циф­рой «II», затем — «I») наблюдался только в первые века суще­ствования Христианской Церкви, до ее легализации, или во вся­ком случае до 942 г. После этого, за исключением столетия, продолжавшегося с 1045 по 1144 г., ярко выраженный идеацио­нальный тип исчезает. Его место занимает главным образом «ней­тральный», или смешанный (все эти периоды отмечены цифрой «О»), или слабо выраженный идеациональный тип (периоды его преобладания отмечены цифрами «O.i», «O.ii» и т. д.). Некото­рые периоды, например с 1342 по 1549 и с 942 по 1044 г., характе­ризуется преобладанием слабо выраженного чувственного типа. Таким образом, идеациональность преобладает в первые де­сять веков нашей эры (то же самое отражено и в табл. 51 на при­мере всех исторических личностей). Затем она несколько снижа­ется как в количественном, так и в качественном отношениях. Самый большой ее упадок приходится на XIV, XV и XVI вв., ког­да становится наиболее распространенным чувственный тип

i. Соотношение между типами культуры и типами личности

7 79

личности, причем в своей самой крайней форме. Как известно, то были столетия полного разложения римско-католической Церкви, величайшего кризиса из всех тех, которые она когда-либо испытывала. Когда, с началом Контрреформации она очи­стилась от этой скверны и одновременно с этим превратилась в почти исключительно духовную власть, а светская власть начала отделяться от нее de jure (и в значительной степени — de facto) 9 — тогда смешанный и слабо выраженный идеациональный тип лич­ности снова становится нормой для претендентов на папский пре­стол, хотя идеационализм теперь стал по своему характеру более умеренным и мягким, чем тот, который был свойственен понти­фикам в течение первых веков существования Христианской Церкви.

Следовательно, и в этих рядах цифр мы обнаруживаем неко­торое соотношение между типом господствующей культуры и распространенностью определенного типа личности.

В противоположность папским обязанностям, деятельность короля по своей природе, как правило, не может быть успеш­ной, если ею занимается ярко выраженная идеациональная лич­ность. Аскет, полностью отрешенный от чувственно восприни­маемого мира, не смог бы стать хорошим правителем. Во всяком случае, он разорил бы королевство более основательно, чем лов­кий транжира- сенсуалист. Поэтому можно было бы предполо­жить, что среди королей преобладающим типом личности окажет­ся чувственный или смешанный. Мы уже видели, что исторически так оно и было. Но флуктуация распространенности чувственно­го или же смешанного типа личности, занимающей королевс­кий престол, может лишний раз продемонстрировать то, что утверждает наша гипотеза, а именно — некоторую взаи 4освязь флуктуации типа личности с флуктуацией господствующего типа культуры.

Табл. 53 — данные о правителях Франции, России, Австрии и Англии. История разбита на 200-летние периоды. Результаты получены путем разделения совокупных оценок рейтинга коро­лей каждого периода на число королей, правивших в это время.

Наконец, обратимся к четвертой категории данных: они ка­саются распределения исторических фигур в данный период по различным сферам деятельности. Как уже отмечалось в настоя-Щей главе, неслучайно и немаловажно то, что в одно время зна­чительная доля исторических личностей приобретает извест­ность благодаря, скажем, коммерческой деятельности, тогда как


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: