Годы | Число пап | «Сенсативность» (степень чувственности) | Энергия | Адаптация |
42—235 | IS | ll.ii | 0.0 | I.iii |
236-440 | I.vi | O.iv | Lii | |
441—642 | O.vii | 0.5 | 0.0 | |
643—844 | l.ii | 0.2 | O.vii | |
845—1044 | O.iv | 0.0 | O.ii | |
1045—1241 | O.viii | 0.8 | 0.0 | |
1242—1447 | O.v | 0.4 | 0.0 | |
1448—1644 | 0.0 | 1.0 | 0.3 | |
1645—1846 | O.iv | O.i | O.ii | |
1847—1937 | 0.0 | 0.4 | 0.0 |
778 Част» 8. Культура, личность и поведение
бее связь типа культуры с поведением людей по сравнению с той тесной связью, которая существует между типом культуры и ментальностью.
Теперь рассмотрим данные, касающиеся римских пап. В табл. 52 представлена сравнительная распространенность каждого типа по 200-летним периодам. Прежде чем обратиться к таблице 52, нужно отдать себе отчет в том, что специфика положения папы как главы Христианской Церкви, института преимущественно идеационального, требует идеационального типа личности и не позволяет (за исключением периодов, когда Церковь переживает упадок и разложение) занять этот пост личности явно чувственного типа. Поэтому мы вправе ожидать, что весь институт папства продемонстрирует превосходство идеационального типа над чувственным. Но распространенность и степень идеациона-лизма (если говорить о чувственных потребностях и адаптационном поведении) может, вероятно, колебаться от периода к периоду.
|
|
В табл. 52 приводятся данные о римских папах за время с 42 по 1937 г., разбитое на 200-летние периоды. Здесь приводится совокупная оценка рейтинга пап, чьи понтификаты8 падают на период продолжительностью примерно в 200 лет, разделенная на число всех понтификатов данного периода.
Посмотрев на эту таблицу, мы увидим, что хотя все ее колонки заняты личностями идеационального типа, тем не менее ярко выраженный идеациональный тип (отмеченный римской цифрой «II», затем — «I») наблюдался только в первые века существования Христианской Церкви, до ее легализации, или во всяком случае до 942 г. После этого, за исключением столетия, продолжавшегося с 1045 по 1144 г., ярко выраженный идеациональный тип исчезает. Его место занимает главным образом «нейтральный», или смешанный (все эти периоды отмечены цифрой «О»), или слабо выраженный идеациональный тип (периоды его преобладания отмечены цифрами «O.i», «O.ii» и т. д.). Некоторые периоды, например с 1342 по 1549 и с 942 по 1044 г., характеризуется преобладанием слабо выраженного чувственного типа. Таким образом, идеациональность преобладает в первые десять веков нашей эры (то же самое отражено и в табл. 51 на примере всех исторических личностей). Затем она несколько снижается как в количественном, так и в качественном отношениях. Самый большой ее упадок приходится на XIV, XV и XVI вв., когда становится наиболее распространенным чувственный тип
|
|
i. Соотношение между типами культуры и типами личности
7 79
личности, причем в своей самой крайней форме. Как известно, то были столетия полного разложения римско-католической Церкви, величайшего кризиса из всех тех, которые она когда-либо испытывала. Когда, с началом Контрреформации она очистилась от этой скверны и одновременно с этим превратилась в почти исключительно духовную власть, а светская власть начала отделяться от нее de jure (и в значительной степени — de facto) 9 — тогда смешанный и слабо выраженный идеациональный тип личности снова становится нормой для претендентов на папский престол, хотя идеационализм теперь стал по своему характеру более умеренным и мягким, чем тот, который был свойственен понтификам в течение первых веков существования Христианской Церкви.
Следовательно, и в этих рядах цифр мы обнаруживаем некоторое соотношение между типом господствующей культуры и распространенностью определенного типа личности.
В противоположность папским обязанностям, деятельность короля по своей природе, как правило, не может быть успешной, если ею занимается ярко выраженная идеациональная личность. Аскет, полностью отрешенный от чувственно воспринимаемого мира, не смог бы стать хорошим правителем. Во всяком случае, он разорил бы королевство более основательно, чем ловкий транжира- сенсуалист. Поэтому можно было бы предположить, что среди королей преобладающим типом личности окажется чувственный или смешанный. Мы уже видели, что исторически так оно и было. Но флуктуация распространенности чувственного или же смешанного типа личности, занимающей королевский престол, может лишний раз продемонстрировать то, что утверждает наша гипотеза, а именно — некоторую взаи 4освязь флуктуации типа личности с флуктуацией господствующего типа культуры.
Табл. 53 — данные о правителях Франции, России, Австрии и Англии. История разбита на 200-летние периоды. Результаты получены путем разделения совокупных оценок рейтинга королей каждого периода на число королей, правивших в это время.
Наконец, обратимся к четвертой категории данных: они касаются распределения исторических фигур в данный период по различным сферам деятельности. Как уже отмечалось в настоя-Щей главе, неслучайно и немаловажно то, что в одно время значительная доля исторических личностей приобретает известность благодаря, скажем, коммерческой деятельности, тогда как