. Соотношение между типами культуры и типами личности
дения, но зачастую и частоту и интенсивность фактических поступков или поступков «подавленных», которые диктуются био- | логическими потребностями. В этом отношении наши выводы сильно расходятся с мнениями популярными в чувственные эпохи — мнениями, что «сознание», «идеология», «деривации» и «производные» являются либо всего лишь игрушками в руках биологических или материальных потребностей, либо чем-то вроде их «оправданий» и «рационализации», или как-то иначе служат им, или же являются чем-то вроде «бессильной иллюзии», стоящей вне их и не испытывающей влияния с их стороны, точно так же, как и не влияющих на них.
Поскольку мы установили, что публичное поведение несомненно связано с господствующим типом культуры, выводы относительно того, что идеология (культурная ментальность) и поведенческие акты независимы друг от друга, следует признать ошибочными. В интегрированных культурах и поведение, и ментальность становятся частями единой интегрированной системы. Может быть, интеграция не абсолютна, но она вполне ощутима.
|
|
Если сделать дальнейший шаг, это означает, что человеческое поведение в интегрированной культуре не является ни полностью — ни даже по большей части — нелогичным или алогичным, как опять-таки утверждали многие. Факт его связи с культурой доказывает логичность поведения и его согласованность с ббльшей посылкой той особой культурной ментальное™, в рамках которой оно осуществляется.
Наконец, выводы, к которым мы пришли, означают, что несомненно существуют идеациональные, чувственные, идеалистические и смешанные (в том числе и неинтегрированные) формы поведения и типы личности и что каждый из этих типов наиболее часто встречается соответственно в идеациональном, чувственном, идеалистическом или смешанном обществе.
Этой главой завершается выполнение той основной задачи, которую я поставил перед собой в начале настоящей работы. Показав, что ключевые принципы данного исследования действительно приложимы к сфере культурной ментальности, привнося порядок и смысл в хаос деталей, событий, объектов изучения, я после этого продемонстрировал, что эти же принципы привносят аналогичный порядок и смысл в скопление фрагментов и подробностей в сфере человеческих акций и реакций, то есть в области поведения.
Основы заложены и каркас возведен. Теперь в последней части этой работы я могу основные свои усилия и весь имеющийся у меня материал потратить на совершенствование, упрочение и завершение того здания, основания которого заложены в предыдущих главах. Прежде чем перейти к завершающей части, стоит продиагностировать нынешнее состояние западной культуры и общества на основе тех симптоматических фактов, которые были приведены выше в ходе анализа всех составных частей западного социокультурного мира.
|
|
П. Д. Сорокин
КРИЗИС НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Организм западного общества и культуры переживает, по-видимому, один из самых сильных и глубоких кризисов за всю свою историю. Он гораздо серьезнее, чем обычный кризис; глубина его неизмерима, конца ему пока не видно, и западное общество погружается в него целиком. Это кризис чувственной культуры, которая господствовала в западном мире в течение последних пяти столетий и ныне достигла состояния перезрелости. Вместе с тем это кризис тесно связанного с ней договорного (капиталистического) общества. В этом смысле мы переживаем один из самых крутых поворотов на историческом пути, сравнимый по своим масштабам лишь с теми, которые испытали греко-римская и западная культуры при переходах от идеацио-нальной фазы к чувственной и от чувственной к идеациональ-ной.
Диагноз кризиса нашего времени, описываемый в данной главе, был поставлен в 1934 г. Последовавшие затем гигантские катастрофы не были в нем учтены, однако они удивительным образом подтверждают и уточняют этот диагноз.
В ходе нашего исследования мы уже отмечали вполне определенные признаки такого поворота. Поставленный диагноз подтверждает любая составная часть нашей культуры и мышления современного человека. Кроме того, мы видели, что эти признаки, эта «надпись на стене» ' стали особенно явными, когда закончился XIX в. и мы вступили в век XX. Кривые развития живописи, скульптуры, музыки и литературы; роста научных открытий и изобретений; «первых принципов» науки, философии, религии, этики, права, даже войн и революций описывают крутой поворот, как только мы доходим до нашего времени. Стоит ли поэтому удивляться, что, если многие и не понимают достаточно ясно, что же произошло, они все равно смутно ощущают, что это не просто закат «процветания», «демократии», «капитализма» и т. п., но и всей современной (чувственной) куль-
37. Кризис нашего времени
туры, общества и человека? Даже не понимая этого умом, люди больно ощущают на себе цепкие когти событий, независимо от того, кто они — короли или домохозяйки. Стоит ли также удивляться бесконечному многообразию непрекращающихся больших и малых кризисов, которые в течение последних десятилетий прокатывались по нам, как океанские волны? Сегодня в одной форме, завтра — в другой. Ныне здесь, а завтра там. Кризисы политические, аграрные, финансовые, промышленные! Кризисы производства и распределения. Кризисы моральные и религиозные, кризисы в науке и искусстве. Кризисы собственности, государства, семьи, предпринимательства, республики и монархии, автократии и демократии, диктатуры и самоуправления, капитализма и социализма, фашизма и коммунизма, национализма и интернационализма, пацифизма и милитаризма, консерватизма и радикализма. Кризис всей системы ценностей нашей культуры. Каждый кризис — в чрезвычайно разнообразных формах и с разной степенью интенсивности, — но длящийся бесконечно, его рев ежедневно воспроизводится в новостях газет. Каждый из этих кризисов измотал нам нервы и душу, потряс самые основания нашей культуры и общества и оставил после себя легион разрушений и жертв. Увы! — конца этому все еще не видно. Каждый из этих кризисов являл собой, так сказать, часть большой ужасающей симфонии, и каждый был замечателен своей силой и интенсивностью. Каждую часть в течение последних трех десятилетий исполнял гигантский человеческий хор из миллионов хористов, постановщиков и актеров. В 1911 г. 400-миллионный китайский оркестр открыл один из первых фестивалей 2. Он продолжается до сих пор, и гора его жертв и участников растет год от года. *
|
|
В 1914 г. новый духовой оркестр из мног-tx ссг наций-исполнителей начал свой оглушительный «Marche Militatre*: 1914-1918». Результаты этого представления оказались ужасающими. Сцена — вся наша планета — была залита кровью, большая часть наших ценностей была отравлена газом, остальные разнесены в клочья огнем артиллерии. Затрещали сами основания нашего общества и культуры...
Не успел еще закончиться этот фестиваль, как русский оркестр в составе почти 160 миллионов виртуозов разыграл свою собственную вариацию под названием «коммунистическая революция». Первый гром его ударных инструментов смел социальную и культурную систему старой России. Последующие ча-