Самая насущная потребность нашего времени — это человек, способный контролировать себя и свои желания, с сочувствием относящийся к своим ближним, понимающий и ищущий вечные ценности культуры и общества, глубоко осознающий свою личную ответственность в мире. Если покорение природной стихии — это главная функция чувственной культуры, то обуздание человека, его «гуманизация», облагораживание путем приобщения к Божественному Абсолюту всегда было важнейшей функцией идеациональной или идеалистической культуры. Чувственная культура достигла своих высот благодаря тому, что человек был низведен ею до уровня простого рефлекторного механизма, примитивного существа, мотивируемого сексом, полумеханического-полуфизиологического организма, лишенного малейшей Божественной искры, какой бы то ни было абсолютной ценности, всего возвышенного и святого. Такое уничижение становится теперь все более опасным для самого чувственного человека. Отсюда — настоятельная необходимость перехода от чувственности к идеационализму или идеализму, от покорения природы человеком и контроля над ней — к контролю человека над самим собой.
|
|
Этот контроль невозможен без системы абсолютных, универсальных или непреходящих ценностей, а такие ценности несовместимы с чувственной ментальностью и культурой, которые по своей природе относительны, утилитарны, гедонистичны и всего лишь целесообразны. Отсюда — логическая и практически безотлагательная необходимость перехода к новой идеациональной или идеалистической культуре. Новому человеку можно будет доверить то стоящее, что создано чувственной культурой. При современном уровне развития техники он сумел бы построить культуру и общество менее бедное и несчастное, не знающее ни личной, ни сословной ненависти, более благородное, справедливое, человечное и более благочестивое, чем наше чувственное общество в его нынешней фазе.
ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ
«Почему» и «как»
Социокультурного измерения
ПРИНЦИП ИММАНЕНТНОГО ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СИСТЕМ И КОНГЛОМЕРАТОВ
Так как знаем мы... каждую вещь только тогда, когда понимаем, «почему [она] и как», то ясно, что нам надлежит сделать это и относительно... всякого физического изменения, чтобы... мы могли попытаться свести к ним каждую исследуемую вещь.
Аристотель. Физика, 194 Ь'