Часть S. Культура, личность и поведение

Самая насущная потребность нашего времени — это чело­век, способный контролировать себя и свои желания, с сочув­ствием относящийся к своим ближним, понимающий и ищу­щий вечные ценности культуры и общества, глубоко осознающий свою личную ответственность в мире. Если покорение природной стихии — это главная функция чувственной культуры, то обуз­дание человека, его «гуманизация», облагораживание путем при­общения к Божественному Абсолюту всегда было важнейшей функцией идеациональной или идеалистической культуры. Чув­ственная культура достигла своих высот благодаря тому, что че­ловек был низведен ею до уровня простого рефлекторного меха­низма, примитивного существа, мотивируемого сексом, полумеханического-полуфизиологического организма, лишенно­го малейшей Божественной искры, какой бы то ни было абсолют­ной ценности, всего возвышенного и святого. Такое уничижение становится теперь все более опасным для самого чувственного че­ловека. Отсюда — настоятельная необходимость перехода от чув­ственности к идеационализму или идеализму, от покорения приро­ды человеком и контроля над ней — к контролю человека над самим собой.

Этот контроль невозможен без системы абсолютных, универ­сальных или непреходящих ценностей, а такие ценности несов­местимы с чувственной ментальностью и культурой, которые по своей природе относительны, утилитарны, гедонистичны и всего лишь целесообразны. Отсюда — логическая и практичес­ки безотлагательная необходимость перехода к новой идеацио­нальной или идеалистической культуре. Новому человеку мож­но будет доверить то стоящее, что создано чувственной культурой. При современном уровне развития техники он сумел бы построить культуру и общество менее бедное и несчастное, не знающее ни личной, ни сословной ненависти, более благород­ное, справедливое, человечное и более благочестивое, чем наше чувственное общество в его нынешней фазе.

ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ

«Почему» и «как»

Социокультурного измерения

ПРИНЦИП ИММАНЕНТНОГО ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СИСТЕМ И КОНГЛОМЕРАТОВ

Так как знаем мы... каждую вещь толь­ко тогда, когда понимаем, «почему [она] и как», то ясно, что нам надлежит сделать это и относительно... всякого физического из­менения, чтобы... мы могли попытаться свести к ним каждую исследуемую вещь.

Аристотель. Физика, 194 Ь'


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: