I. Три гипотезы относительно «почему» социокультурного изменения

Известно, что все — без исключения — социокультурные феномены, рассматриваемые в их эмпирическом аспекте, непре­рывно изменяются. Возникает вопрос: почему они изменяются, а не остаются неизменными? Почему они находятся в состоянии непрерывного становления, а не пребывают вечно?

Легче всего дать на этот вопрос самый общий отве1* Не толь­ко социокультурные, но и все вообще чувственно ьлспринимае-мые явления — будь то явления органического или же неорга­нического мира — претерпевают изменения в процессе своего эмпирического существования. Вечное течение, как говорил Гераклит, —такова их судьба2. Вот почему простой ссылки на это универсальное единообразие эмпирической реальности впол­не достаточно, чтобы ответить в общем виде на сформулиро­ванный выше вопрос.

Согласившись с этим, зададимся другим вопросом: где долж­ны мы искать корни изменчивости социокультурных феноме­нов и как должны ее интерпретировать? Должны ли мы искать «причины» изменения данного социокультурного феномена в нем самом или же в неких внешних «силах» и «факторах»?

798 Часть 9. «Почему» и «как» социокультурного измерения

Вопрос может показаться «метафизическим», и все же это не так. Мы еще увидим, что это вопрос первостепенного методо­логического и научного значения. Характер ответа на него оп­ределяет и сам характер почти всех «каузальных», «фактори-альных» и многих других концепций социальных наук.

Если рассуждать логически, то возможны три варианта отве­та на этот вопрос, и все три были опробованы в социальной на­уке. Первый вариант ответа дает так называемая экстерналист-ская3 теория, которая усматривает основания («причины», «факторы» или «движущие силы») изменения любой социокуль­турной системы в некоторых «переменных», находящихся за пределами самой системы. В настоящее время эта точка зре­ния — в явной или неявной форме — является доминирующей. Возьмем практически любое историческое, социологическое, экономическое или какое угодно исследование, посвященное из­менениям того или иного социокультурного явления. Когда ис­следователи задаются вопросом, какие «факторы», «причины», «переменные» вызывают эти изменения, они почти всегда ука­зывают на переменные или факторы, внешние по отношению к изучаемому явлению, и изменением этого внешнего фактора (или факторов) объясняют изменения объекта исследования. Если автор изучает проблему изменения семьи (скажем, за последние сто лет), он обращается за объяснением к таким «пе­ременным», как условия производства, или плотность населения, или государственные законы, или же биологические факторы — от климатических условий до пятен на солнце. Предполагается, что семья сама по себе есть нечто совершенно пассивное, лишен­ное всякой способности к спонтанному изменению. Перемены в ней обусловлены лишь той или иной внешней силой. Без внешне­го фактора семья, по-видимому, была бы обречена оставаться неизменной, застывшей.

Тот же самый метод используется, когда исследователь изу­чает факторы, влияющие на изменения в государстве, экономи­ке, политических и социальных институтах, искусстве, науке, философии, праве, морали и практически в любом социально-культурном явлении. Преобладающим методом трактовки из­менений является экстерналистский. В математических и статис­тических исследованиях фактор — «независимая переменная» — в большинстве случаев оказывается величиной, внешней по отно­шению к зависимой переменной. Исключения, разумеется, бы­вают, и мы еще познакомимся с ними, но преобладающая мето-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: