другом — культурах, например, к повторяющему «мотиву летящего галопа»; объяснение опять, по-видимому, сведется к «конвергенции» или ограниченным возможностям, с помощью которых можно выразить идею «стремительного ветра».
В еще большей степени это относится к повторению основных расцветок одежды или разных предметов культуры: поскольку число цветов радуги ограничено семью, они не могут не повторяться снова и снова во времени и пространстве, будь то одежда или другие предметы обихода.
Подведем итог: из логических рассуждений и фактических данных следует, что подавляющее большинство социокультурных систем и процессов несомненно имеет ограниченный предел возможностей для изменения или создания новых фундаментальных форм. Раз это так, то после достаточно долгого существования, в течение которого данный процесс проходит через все свои главные формы, далее не могут не повторяться формы, уже использованные — все или некоторые из них, — в том же самом порядке, как прежде, или же в другом. Так или иначе повторение форм становится в подобных условиях неизбежным. Только те процессы, которые заканчиваются прежде, чем они исчерпали все пределы ограниченных возможностей, или же те, чьи возможности безграничны (если таковые существуют), могут избежать повторов и возвращений. Таков третий важный аспект принципа ограничения. Теперь мы можем воспользоваться этим принципом для объяснения нашего второго и третьего «почему».
|
|
Чтобы прояснить проблему, перечислим связанные с нею специфические затруднения. Проблема заключается в следующем: как возможны ритмы и периодические повторения в социокультурных процессах? Особые затруднения заключаются в том, что мы не предполагаем, будто изменяющиеся социокультурные системы изолированы ото всех внешних сил. Мы знаем, что ни одна система не изолирована и каждая существует и функционирует в окружении множества различных внешних сил, которые и сами (равно как и их констелляции21) постоянно изменяются. Если бы система была изолированной или же внешние воздействия оставались постоянными, то объяснение было бы гораздо легче, чем это есть на самом деле. Добавим к этому, что под повторяющимся ритмом или перерывом мы подразумеваем не тождественное воспроизводство, а только такое сходство, которое подводит свои меньшие посылки под один и тот же класс или вид как по существу сходный, но не тождественный.
39. «Почему» социокультурных ритмов и колебаний 835
Сформулированный выше принцип ограничений, особенно в его втором или третьем аспектах, по-видимому, дает решение этой проблемы. Если допустить, что данная система имеет имманентно ограниченные возможности для своего преобразования, обладает достаточным временем, чтобы исчерпать их все, то за время своего дальнейшего существования она не может не повторить некоторые из предыдущих форм. Если, скажем, данной системе дано испытать только четыре возможности, то после того, как все они испытаны, они (или некоторые из них) в той же самой или другой последовательности будут вновь осуществляться в ходе дальнейшего процесса. Вывод практически самоочевиден. Из этого следуют некоторые королларииЧ
|
|
A. Если системе внутренне присуще неограниченное или очень большое число возможных разнообразных форм или количественных и качественных изменений, то процесс существования системы будет казаться неритмичным — либо потому, что ни одна из предыдущих форм или изменений не повторяется, либо потому, что уловить их исключительно редкое повторение среди вечно изменяющихся форм системы чрезвычайно трудно. Такие повторения могут происходить столь нерегулярно и быть отделены друг от друга таким большим временным интервалом, что становятся практически ненаблюдаемыми и незаметными. Вот причина, в силу которой я не приписываю догматический ритм всем социокультурным процессам. Некоторые из них протекают, не обнаруживая никакого заметного ритма, проявляя «вечно новые» аспекты в ходе своего существования. Поскольку такие процессы, очевидно, должны быть в истории — и они, несомненно, есть, — старинное изречение, что история — вечно новая и никогда не повторяется, оправдано. *
B. Чем меньше число имманентных возможностей изменения системы, тем ярче выражен ритмический характер претерпеваемого ею процесса. Если система, скажем политический режим, имеет только шесть возможностей (как полагали Платон и Аристотель): монархия, аристократия, олигархия, демократия, охлократия и тирания, то эти формы правления должны повторяться в одной и той же или в разной последовательности; либо все шесть форм, либо только некоторые из них, либо в истории одной нации, если она продолжает существовать после того, как исчерпала все эти формы, либо в тех или иных политических организмах, независимо от того, где и когда они существуют. Если вместо шести форм мы предположим только две
836 Часть Я «Почему» и «как» социокультурного измерения
возможности, скажем монархию и республику, то ритм монархия-республика будет еще более ярко выражен и, при прочих равных условиях, будет повторяться более часто и регулярно. Другими словами, ритм социокультурного процесса обратно пропорционален числу возможных форм его изменения.
С. Число фаз ритма социокультурного процесса примерно пропорционально числу его имманентно возможных форм изменения. Если, как в приведенных выше гипотетических формах, число возможных политических режимов равно шести, то число фаз политических режимов будет равно либо шести, либо большему или меньшему числу, в зависимости от того, все ли эти формы будут повторяться и в каком последовательном сочетании. Если возможных форм только две, то ритм будет двухфазным. Однако нельзя считать эту пропорциональность слишком жестко и слишком математически, хотя приблизительно она достоверна и как таковая связывает вместе две переменные: число имманентных возможностей и двойной, тройной, четверной или многократный характер ритма с точки зрения его фаз. Предположение опять-таки почти самоочевидно, если только принят сам принцип ограничения.
Таким представляется мне общий принцип, объясняющий повторяемость и ритм всех социокультурных процессов, которые считаются ритмичными и повторяющимися. Поскольку сам принцип ограничения есть не что иное, как особый случай принципа имманентного формирования и изменения системы, его применение к этой проблеме также является всего лишь производным последнего. Преимущества этого принципа здесь, по сравнению с законом действия и реакции или принципа равновесия, состоят в том, что мы не вынуждены играть всего лишь аналогиями, постулировать различные (неизвестные) силы под разными углами зрения и вести все прочие рассуждения исключительно по аналогии, которые критиковались выше. Вместо этого у нас есть принцип, который с безупречной логической достоверностью объясняет явления повторения и ритмов. Более того, он связывает вместе несколько таких переменных, как число возможностей, частота или улавливаемость ритмов, число возможностей и разновидность ритмов — двойной, тройной, четверной или многократный. В этом смысле он решает спорный вопрос не только более правильно и непосредственно, но и гораздо более точно, чем вышеупомянутые решения по аналогии.
|
|
Как любой другой объяснительный принцип, он удовлетворительно толкует обсуждаемую проблему, обобщая довольно
39. «Почему» социокультурных ритмов и колебаний
большое число единичных «это-так» в одной формуле, прило-жимой к очень большому числу социокультурных процессов, и связывая вместе три переменные, делает это более точно, чем просто случайное «это-так».
Кроме того, он имеет и прогностическую ценность: если я знаю, что возможны только три основные формы культурных суперсистем: идеациональная, идеалистическая и чувственная или что в философии проблема реальности универсалий имеет три варианта решения: реализм—номинализм—концептуализм, то у меня есть все основания предполагать, что, во-первых, эти формы будут повторяться в истории культуры (или культур) или в истории философской мысли в данной области; во-вторых, ритм их последовательности будет, вероятно, тройным, хотя порядок фаз может быть разным. Если я знаю, что у homo sapiens может быть только два пола (за исключением редких случаев гермафродиз-ма), то я имею право предполагать только двойной ритм для рождаемости: мужской-женский, хотя не обязательно всегда в одном и том же порядке — мужской-женский. Если я знаю, что существует только шесть основных форм политических режимов (допустим это вместе с Аристотелем, чье предположение в общем-то правильно), то я резонно могу ожидать повторения только этих шести форм в любом обществе и во все времена, а также того, что ритм будет либо шестифазным, либо менее сложным, хотя порядок смены режимов может быть разным.
|
|
Таким образом, во всех этих отношениях принцип ограничения отвечает и на второе и на третье «почему», а именно: почему некоторые социокультурные процессы повторяются и почему одни из них имеют двойной, другие тройной, а некоторые еще более многофазный ритм? t
D. Наконец, на вопрос: почему некоторые и-> ритмов являются периодическими, а другие нет'? — ответ уже был дан выше. В социокультурных процессах периодическими оказываются только те ритмы, которые являются «социальными условностями» в широком смысле этого слова. Социальные условности неразрывно связаны с «социальным временем» и системой отсчета времени, принятой в обществе. Система отсчета времени — одно из абсолютно необходимых условий социальной жизни вообще.
Итак, социальный характер периодичности социокультурных ритмов объяснен и проблема решена.