Почему» социокультурных ритмов и колебаний

минизм — индетерминизм, этернализм — темпорализм и т. п., которые мы исследовали в предыдущих разделах нашей ра­боты. Все основные системы истины находятся в пределах трех главных систем: истины веры, разума, чувств плюс не­которые смешанные формы.

Не очень отличается ситуация и с морально-правовыми уче-ниямиу равно как и с действующими кодексами морали и права. Все этические системы, как бы их ни классифицировать, неиз­бежно «раскачиваются» между этикой абсолютных норм и эти­кой счастья: эвдемонизмом, утилитаризмом, гедонизмом и неко­торыми учениями смешанного типа, занимающими промежуточное положение между этими крайностями. Даже главные моральные заповеди этических систем практически одни и те же во всех великих религиях и нравственных учениях. Точно так же, как бы сильно ни отличались в деталях правовые кодексы, по своим основным принципам и разновидностям они насчиты­вают всего лишь несколько типов — конституционное, граждан­ское, уголовное право, И опять-таки, как было показано в преды­дущих главах, самые тяжкие преступления во всех уголовных кодексах одни и те же или почти одни и те же. То же самое справед­ливо и относительно гражданского и конституционного права. Каждый, кто знаком с правовыми теориями, знает, что основных типов этих теорий немного — их без труда можно пересчитать по пальцам на руках — и они тоже представляют собой беско­нечные вариации одних и тех же главных тем, начиная с Законов Хаммурапи, Библейских заповедей и Закона Двенадцати таблиц13, учения Гая, Ульпиана, Модестина, Папиниана и кончая совре­менными кодексами и теориями права.

Даже в науке> если речь идет о ее функциональных к; ^сгори-ях и принципах, ситуация не сильно отличается. Как уже отчас­ти было показано в предыдущих главах, даже в физике, химии, биологии и других естественных науках такие основные прин­ципы, как атомизм, механицизм-витализм и т. п. не слишком Многочисленны и соответствующие теории, как бы ни отлича­лись они в деталях, также представляют собой вариации глав­ных — и по сути дела, одних и тех же — тем.

Аналогичным образом весьма ограничены по своей числен­ности основные типы общества, социокультурных систем и про­цессов: Gemeinschaft—Gesellschaft, общества с «механической или органической» солидарностью, религиозное—светское, охотничье—пастушеское—земледельческое—индустриальное, клан—племя—государство—федерация, простое—двусостав-

Часть 9.«.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: