Почему» социокультурных ритмов и колебаний. дов, индивидуального поведения, равно как и социокультурных процессов, в большинстве случаев, если не во всех

дов, индивидуального поведения, равно как и социокультурных процессов, в большинстве случаев, если не во всех, ограничено. Возьмем, например, физиологические, анатомические и социо­культурные особенности и поведение индивидов. Продолжитель­ность жизни; основные физиологические и психологические про­цессы; полный жизненный цикл, начинающийся детством и заканчивающийся старостью и смертью, хотя и варьируются от человека к человеку, но в определенных пределах. Не бывало пред­ставителя homo sapiens» который жил тысячу лет; не бывало и че­ловека в обличье слона. Анатомическое строение организма и его физиологические процессы, по существу, одни и те же у всех чело­веческих существ и у всех рас. Есть только два нормальных пола плюс гермафродиты в качестве третьего. Основные психологи­ческие процессы — ощущения, восприятие, репродуктивное во­ображение, чувства, эмоции и идеи — в той или иной форме свой­ственны всем человеческим существам, сколь бы ни была велика разница между идиотом и гением. И так далее.

Не столь ясна ситуация с социокультурными процессами. И все-таки подавляющее большинство из них, если не все, по-видимому, ограничены сточки зрения возможности изменения. Все общества и группы осуществляют определенные процессы обеспечения своей жизнедеятельности и средств существования, воспроизводства, рождения и смерти; обладают определенной организацией — социальной, экономической, политической, религиозной и т. д. В том или ином виде осуществляется про­цесс познания и передачи знаний от поколения к поколению; в любом обществе есть определенная форма семьи и брака, магии и религии, политическая и экономическая структуры, искусст­во и наука, право и мораль — эти и другие основкы ^институты имеются практически во всех обществах. Так же обстоит дело и с таким явлением, как дифференциация и стратификация. Вряд ли когда-либо существовала социальная система без этих ин­ститутов и процессов.

Обратившись к изменению процессов, происходящих в рам­ках одной и той же сферы общества и культуры, мы снова стал­киваемся с узким пределом качественных типов каждого про­цесса, происходившего в самых разных социальных группах. Если мы обратимся к типам экономической организации, то об­наружим, что классификации, созданные историками экономи­ческой жизни, редко когда насчитывают больше пяти или шес­ти главных экономических типов, существовавших когда-либо

830 Часть 9. «Почему» и «как» социокультурного измерения

в истории: охотники и собиратели естественных продуктов при­роды, пастушеский, земледельческий, индустриальный9; или же разновидности таких классификаций, которые предлагают Хоб-хауз—Гинсберг—Уилер; Б. Гильдебрандт, К. Бюхер, Г. Шмол-лер, Э. Мейер, В, Зомбарт10 и др. Если к формам, выделенным в этих классификациях, добавить недавно возникшие (хотя все они, считающиеся новыми, — тоталитаризм, социалистические, ком­мунистические и анархистские формы организации эконо­мики — неоднократно наблюдались и в прошлом), предел воз­можностей все равно останется ограниченным. По свидетельству историков семьи и брака, ограничен также набор форм семьи и брака (не говоря уже о любовных и сексуальных обрядах): клас­сификация редко насчитывает больше 10-12 основных форм. То же самое справедливо и относительно биосоциальных форм проституции и «свободной любви».

Еще более ограничено, чем в рассмотренных сферах, число форм политической организации. Пять основных видов государ­ственного устройства у Платона и шесть (правильных и отклоня­ющихся) у Аристотеля и Полибия охватывают практически все когда-либо существовавшие главные формы11. В классификаци­ях текстов конституционного права их число зачастую еще мень­ше: монархия, республика, конституционная монархия и неко­торые другие смешанные формы правления — вот почти все, что можно в них найти. Мало чем отличается ситуация и с религиоз­ным процессом. Независимо от того, сколь бы различно ни клас­сифицировались религиозные верования — тотемизм, анимизм, фетишизм, политеизм, монотеизм, атеизм12 и т. п., — имеющие­ся классификации состоят из весьма небольшого числа основных форм религии. В искусстве во всех более или менее серьезных клас­сификациях опять-таки предлагается ограниченный набор худо­жественных стилей, форм, художественных образцов и канонов (идеациональное—идеалистическое—чувственное, классичес­кое—романтическое, идеалистическое—реалистическое, архитек­турное—скульптурное—живописное, восточное—западное, первобытное—древневосточное—античное—средневековое— современное, визуальное—символическое и т. д.).

История философской мысли есть не что иное, как история непрекращающегося повторения одних и тех же главных (и не­многочисленных) тем, таких как идеализм — материализм, реализм — номинализм — концептуализм, эмпиризм — ра­ционализм — мистицизм — фидеизм — скептицизм, детер-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: