ное—трехсоставное; сельское—городское; дикое—цивилизованное и. Эти и подобные им классификации редко насчитывают больше полудюжины типов. Так же обстоит дело и с более подробными классификациями таких особых социальных групп, как семья, территориальная (соседская) община, государство; нация, политическая партия, религиозная группы, профессиональная, экономическая, расовая, половая, возрастная группа, научное сообщество, группировки по предпочтительному типу отдыха и развлечений, класс, каста.
Ничем не отличается ситуация и с основными типами систем и суперсистем культуры, в предыдущих главах было показано, что их число весьма ограничено, независимо от того, какую классификацию мы принимаем.
То же относится и к социокультурным процессам. Какую бы ни принять классификацию, число их основных типов невелико: изоляция—контакт, ассимиляция—конфликт—адаптация, подражание—противодействие—адаптация, кооперирование— антагонизм, дифференциация—стратификация—интеграция, война—мир, порядок—упадок, процветание—депрессия, производство—распределение—потребление, линейные—цикличные—неустойчивые переменные процессы и т. д. Основные классы редко насчитывают больше пяти или десяти типов.
|
|
И в таких более «скромных» явлениях, как мода на одежду и прически, тоже обнаруживается «вечное возвращение» ограниченного числа основных образцов и классов. Сходство между тем, как одеваются женщины столь далеко отстающих друг от друга культур, как минойская и культура современного Парижа, порой просто поражает15.
Картина не будет существенно отличаться, если внутри каждого из фундаментальных процессов выделить и рассмотреть более частные и подчиненные процессы. Принцип ограниченных возможностей действует не только в некоторых «экзотических» случаях. Представители культурной антропологии, этнологии, истории и социологии сталкиваются со множеством фактов, назваемых ими культурной конвергенцией. Под этим понимется существенное сходство свойственных разным культурам черт, которые не являются ни результатом заимствования, ни следствием общности происхождения, ни каким бы ни было контактом этих культур, а возникли более или менее независимо друг от друга. М.И. Ростовцев, А.Дж. Тойнби, Р. Лоуи, Р. Турнвальд, А. Гольденвейзер и многие другие правильно ищут
39. «Почему» социокультурных ритмов и колебаний 833
объяснение явления конвергенции в том, что Гольденвейзер и Турнвальд именуют «принципом ограниченных возможностей» культурных изменений16.
Р. Лоуи справедливо ссылается на этот принцип, объясняя ряд фактов конвергенции17. Во многих не связанных друг с другом обществах встречаются повторяющиеся и немногочисленные системы генеалогии. Причина в том, что происхождение можно вести только по материнской или отцовской линии, — вот почему подобные системы повторяются. Здесь уместна параллель со способами натягивания кожи на барабан. Поскольку они тоже ограничены, разновидности барабана повторяются. А. Хаберландт отмечает, что ограничены возможности и изготовления наконечников для стрел, рукояток для мечей и многого другого. Потому-то и повторяются одни и те же формы, образцы, типы18. Турнвальд указывает, что возможности вариаций индивидуализма—коллективизма, способов взаимного обмена, социального статуса женщины, форм наследования, средств социального контроля и власти, производства— распределения— потребления, языковых форм и т, д. тоже объективно ограничены и поэтому они должны повторяться '9. А. Гольденвейзер справедливо отмечает: «Некоторые фундаментальные культурные формы встречаются снова и снова... Их можно классифицировать на очень незначительное число типов, которые постоянно обнаруживаются то в одной, то в другой культуре... Так, социальная организация повсюду состоит из социальных единиц (в узком смысле), из семей, местных групп или различных их сочетаний; искусство представлено резьбой по дереву или кости, рисунками, живописью или их сочетаниями; формы искусства — реалистические, полуусловные или чисто геометрические; мифология включает в себя эпические сказания, животный эпос, мифологическую картину мира, традиционные скат алия об исторических событиях, легендарные представления о сотворении мира или и то и другое, вместе взятое; и так далее во всех без исключения формах культуры»20.
|
|
Приведенных ссылок и замечаний достаточно, чтобы показать, что принцип ограничения — с точки зрения пределов возможностей форм и способов преобразования — приложим если не ко всем социокультурным системам, то к подавляющему большинству из них.
Когда, чуть ниже, мы перейдем к гораздо более детальным аналогиям, встречающимся в самых разных — и не связанных друг с