Конец дороги

Согласно моему диагнозу и прогнозу, изложенному в первом четырехтомном издании настоящей работы, вышедшем в свет в 1937-1941 гг., главная тенденция нескольких последних десяти­летий включает в себя а) нарастающий упадок чувственной культуры, общества и человека и Ь) появление и постепенный рост первых компонентов нового (идеационального или идеа­листического) социокультурного строя.

В науке этот двойственный процесс нашел отражение, во-пер­вых, в усилении разрушительной мощи морально безответствен­ных научных достижений чувственного типа, в изобретении ядерного, бактериологического оружия и других сатанинских средств уничтожения человека и всех основных ценностей; и, во-вторых, в преобразовании фундаментальных научных теорий в морально ответственном (идеациональном или идеалистичес­ком) направлении. Это изменение уже сделало современную на­уку менее материалистической и детерминистской (или менее чувственной), чем она была в течение двух предыдущих столе­тий. Согласно современной науке, материя понимается теперь всего лишь как конденсированная форма энергии, которая де­материализуется при радиации. Материальный атом уже рас­щеплен более чем на тридцать «загадочных, таинственных, оше­ломляющих, непостижимых, фантастических» элементарных частиц: электрон и антиэлектрон, протон и антипротон, фотон, мезон и т. д., или на «подобие волн, которые превращаются в волны вероятности, волны сознания, проецируемые нашим мышлением вовне... Эти волны, как и те, что ассоциируются с распространением световых квантов, не нуждаются м: в каком субстрате для того, чтобы распространяться в пространстве-времени, для их волнообразного движения не нужно ни жидко­сти, ни твердого тела, ни даже газа». В области квантовой меха­ники и на пороге электронной теории такие основные понятия «материалистической и механистической науки», как материя, объективная реальность, время, пространство, причинность, уже неприменимы, а свидетельство органов чувств во многом теряет свое значение. Что же касается детерминистской причин­ности, то в современной науке она уступила место принципу нео­пределенности Гейзенберга9, причудливым «скачкам квантов», просто случайной связи, а в области психосоциальных явле­ний — «волюнтаристскому», «самовольному закону подчине­ния», свободному от причинности и случайности.

886 Часть 9. «Почему» и «как» социокультурного измерения

Подобные преобразования произошли и в новых ведущих на­правлениях биологических, психологических и социальных наук. Б противоположность устаревшим, хотя все еще употребляе­мым штампам механистической, материалистической и детерминистской биологии, психологии и социологии, новей­шие значительные теории в названных дисциплинах ясно пока­зывают, что явления жизни, организм, личность, разум, социокуль­турные процессы не могут быть поняты как чисто материалистические, механистические и чувственно воспринимаемые реальности и не сво­димы к ним. Согласно данным теориям, эти явления имеют, помимо своего эмпирического аспекта, еще и гораздо более важные — разум­но-рациональные и даже сверхчувственные и сверхрациональные аспекты.

В самое последнее время наука уже становится гораздо более идеациональной или идеалистической по сравнению с тем, ка­кой она была в XIX в. Это означает приближающуюся замену умирающих чувственных элементов науки новыми — идеалис­тическими или идеациональными.

В области философии этот двойственный процесс проявля­ется в увеличивающемся бесплодии и упадке материалистичес­кой, механистической, «позитивистской» и прочих чувственных философий, в возникновении и усилении таких философских течений, созвучных основным принципам идеационализма или идеализма, как экзистенциализм, интуитивизм, неотомизм, ин~ тегрализм, неомистицизм, неоведантизм10 и др.

Подобный двойственный процесс продолжается и во всех сфе­рах изящного искусства.

В области религии он обнаруживается в одновременном рос­те воинствующего атеизма и религиозного возрождения.

В этике он вызвал полное озверение и ужасающую деморали­зацию, проявившиеся во Второй мировой войне, кровавых рево­люциях, растущей преступности, и в то же время рост нравствен­ного героизма, возвышенного альтруизма и массовых движений за прекращение войн, кровопролития и несправедливости.

В политике этот двойной процесс сказывается в распростра­нении всевозможных тиранических диктатур и в постепенно на­бирающих силу народных движениях за создание компетентно­го, честного, морально ответственного правительства из народа, волей народа и ради народа ".

Борьба между силами когда-то бывшего творческим, но те­перь уже почти истощившегося чувственного порядка и только

42. Сумерки нашей чувственной культуры и ближайшие перспективы 887

еще зарождающимися творческими силами нового — идеаци-онального или идеалистического — порядка непрерывно про­исходит во всех сферах общественной и культурной жизни. Окон­чательный исход этой борьбы во многом будет зависеть от того, сумеет ли человечество предотвратить новую мировую войну. Если силы умирающего чувственного порядка развяжут эту вой­ну, то вся еще остающаяся у них энергия пойдет на то, чтобы положить конец или хотя бы сильно затормозить творческий прогресс человечества.

Если эту апокалиптическую катастрофу удастся избежать, то тогда зародившиеся творческие силы приведут человечество в новую величественную эру его истории. Какая из этих альтерна­тив осуществится — зависит от каждого из нас.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 13

СПИСОК МЫСЛИТЕЛЕЙ ГРЕКО-РИМСКОЙ ХРИСТИАНСКО-ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУР ПО КАЖДОМУ ПЕРИОДУ С ОЦЕНКОЙ ИХ ЗНАЧИМОСТИ ПО 12-БАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ*


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: