ГЛАВА 7. 2 Membra disjecta (лат.) — разбросанные части; выражение Горация (Сатиры, 1,4,39-44,56-62)

'Рег5е(лят.) —сам по себе.

2 Membra disjecta (лат.) — разбросанные части; выражение Горация (Сатиры, 1,4,39-44,56-62).

J Зуньи (зуни) — племя североамериканских индейцев. 4* Boas F. Primitive Art. Oslo, 1927, p. 99. 5* Ibid., p. 99.

6 Pieta (итал.) — страдание; в живописи и скульптуре изображение скорбящей Богородицы, которая вместе с Иоанном и тремя Мариями держит тело снятого с креста Иисуса и оплакивает Его.

7 См.: Wolfflin H. Principles of Art History. New York, 1932. Согласно Г. Вельфлину, развитие искусства «может быть сведено к следующим пяти парам понятий.

1. Развитие от линейного к живописному, т. е. выработка линии как направления взгляда и водительницы глаза и постепенное ее обесценивание.

2. Развитие от плоскостного к глубинному.

3. Развитие от замкнутой к открытой форме.

Комментарии к с. 142-150

4. Развитие от множественности к единству.

5. Абсолютная и относительная ясность предметной сферы» (Вельф-лин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. СПб., 1994, с. 23-25).

«Линейное видение, —пишет далее Вельфлин, —резко отделяет одну форму от другой, между тем как живописный глаз, наоборот, направля­ется на то движение, которое идет дальше совокупности предметов... Ли­нейное [изображение] передает вещи как они есть, живописное — как они кажутся» (там же, с. 35-36,37).

8 Tout nouveau, tout beau (фр.} — что ново, то и мило.

9' См.:МигЫ A. (ed). Histoire de 1'art. Paris, 1926, vol. VHI.p. 601.

10 По традиционному делению истории Египта, периодом Древнего Царства называется время правления III-VI династий (2620-2280 гг. до н. э.). «Первый расцвет сугубо египетской культуры в области искусства, архитектуры, технологии, теоретической мысли. Становление канонов искусства. Великая пирамида, тексты пирамид. Единое государство IV династии прекращает свое существование в конце VI династии» (Мерц Б. Красная земля, Черная земля: мир древних египтян. М., 1998, с. 5).

Скульптурное изображение царевича Рахотепа и его жены Нофрет (^династия) см. в кн.: История Древнего Востока. М., 1979, с. 32.

11 См. прим. 4 к главе 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: