Комментарии к с. 204-211

6' Combarieu J. Op. cit, vol. I, p. 261-262. 71 Ibid., p. 262-263,254.

8 Raison d'etre (фр.) — разумное основание, смысл.

9 Амвросианское пение — нововведение Амвросия Медиоланского, сделанное весной 38 г., в то время, когда миланские базилики были оцеп­лены войсками. Если раньше в церкви пел или читал один певчий, которо­му время от времени отвечал народ, певший припев или отвечавший ему, то теперь было введено настоящее церковное пение с хором специально обученных певчих, который мог петь музыкальные сочинения, в том чис­ле и антифонно с народом. По сравнению с грегорианским пением, амв-росианское кажется более простым, свободным и непосредственным. Подробнее см.: Парели А. Святой Амвросий Медиоланский и его время. Милан, 1985, с. 229-236.

10 Модуляция (от лат. modulatio —мерность, размеренность) —смена тональности со смещением тоники. Различают энгармоническую, мело­дическую и ладовую модуляцию. Во всех этих случаях модуляция позво­ляет легко связать отдаленные тональности, что часто производит впе­чатление неожиданного крупного модуляционного поворота.

11 Консонанс (фр. consonance, от лат. consonantia — гармония, созву­чие) — слияние тонов при их совместном звучании, а также созвучия, в которых тоны сливаются воедино. Консонанс — звучание спокойное, мягкое, приятно действующее на слушателя, оно рассматривается как выражение устойчивости, покоя, разрешение напряжений.

Диссонанс (фр. dissonance, от лат. dissono — нестройно звучу) — зву­чание тонов, «не сливающихся» друг с другом (не следует путать с небла­гозвучием как эстетически неприемлемом звучании, т. е. с «какофони­ей»). Понятие диссонанса противостоит понятию консонанса и с точки зрения музыкальной психологии является созвучием более напряженным, неустойчивым. До XVII в. условием применения диссонанса было полное его подчинение консонансу — правильное приготовление и разрешение (переход) в консонанс; б XVII-X1X вв. обязательным правил ъ& было лишь разрешение диссонанса; с конца XIX в. и особенно в XX •:-, ^чссонанс все чаще применяется самостоятельно и без приготовления и разрешения.

Хроматизм (от греч. chromatismos — окраска) — повышение или понижение на полутон диатонической ступени лада, обостряющее ее тя­готение к соседней ступени.

11 Цитата из трактата «Что такое искусство?» (ТолстойЛ.Н. Собрание сочинений в 22-хтт. М., 1983, т. 15, с. 139).

13 См. прим. 1 к главе 8.

14 О контроле за музыкой в Китае см. прим. 24 к главе 3.

15 В Библии (1 Пар. 25; 2 Пар. 5, 12) рассказывается о том, как по повелению Давида были «отделены на службу сыновья Асафа, Емана и Идифуна [из числа левитов], чтобы они просвещали на цитрах, псалты­рях и кимвалах». Всего было «назначено» «двадцать четыре череды пев­цов» (т.е. 288 человек).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: