6' Combarieu J. Op. cit, vol. I, p. 261-262. 71 Ibid., p. 262-263,254.
8 Raison d'etre (фр.) — разумное основание, смысл.
9 Амвросианское пение — нововведение Амвросия Медиоланского, сделанное весной 38 г., в то время, когда миланские базилики были оцеплены войсками. Если раньше в церкви пел или читал один певчий, которому время от времени отвечал народ, певший припев или отвечавший ему, то теперь было введено настоящее церковное пение с хором специально обученных певчих, который мог петь музыкальные сочинения, в том числе и антифонно с народом. По сравнению с грегорианским пением, амв-росианское кажется более простым, свободным и непосредственным. Подробнее см.: Парели А. Святой Амвросий Медиоланский и его время. Милан, 1985, с. 229-236.
10 Модуляция (от лат. modulatio —мерность, размеренность) —смена тональности со смещением тоники. Различают энгармоническую, мелодическую и ладовую модуляцию. Во всех этих случаях модуляция позволяет легко связать отдаленные тональности, что часто производит впечатление неожиданного крупного модуляционного поворота.
|
|
11 Консонанс (фр. consonance, от лат. consonantia — гармония, созвучие) — слияние тонов при их совместном звучании, а также созвучия, в которых тоны сливаются воедино. Консонанс — звучание спокойное, мягкое, приятно действующее на слушателя, оно рассматривается как выражение устойчивости, покоя, разрешение напряжений.
Диссонанс (фр. dissonance, от лат. dissono — нестройно звучу) — звучание тонов, «не сливающихся» друг с другом (не следует путать с неблагозвучием как эстетически неприемлемом звучании, т. е. с «какофонией»). Понятие диссонанса противостоит понятию консонанса и с точки зрения музыкальной психологии является созвучием более напряженным, неустойчивым. До XVII в. условием применения диссонанса было полное его подчинение консонансу — правильное приготовление и разрешение (переход) в консонанс; б XVII-X1X вв. обязательным правил ъ& было лишь разрешение диссонанса; с конца XIX в. и особенно в XX •:-, ^чссонанс все чаще применяется самостоятельно и без приготовления и разрешения.
Хроматизм (от греч. chromatismos — окраска) — повышение или понижение на полутон диатонической ступени лада, обостряющее ее тяготение к соседней ступени.
11 Цитата из трактата «Что такое искусство?» (ТолстойЛ.Н. Собрание сочинений в 22-хтт. М., 1983, т. 15, с. 139).
13 См. прим. 1 к главе 8.
14 О контроле за музыкой в Китае см. прим. 24 к главе 3.
15 В Библии (1 Пар. 25; 2 Пар. 5, 12) рассказывается о том, как по повелению Давида были «отделены на службу сыновья Асафа, Емана и Идифуна [из числа левитов], чтобы они просвещали на цитрах, псалтырях и кимвалах». Всего было «назначено» «двадцать четыре череды певцов» (т.е. 288 человек).